Презентация на тему "профилактика заболеваний зубов". Презентация на тему "профилактика стоматологических заболеваний у беременных женщин" Готовая презентация урок здоровья профилактика стоматологических заболеваний

Работу выполнила Студентка группы №4508 ГабидуллинаАлия

Слайд 2

К кариесу приводит не только любовь к сладостям и плохая гигиена полости рта, но и такой, казалось бы, безвредный «процесс», как поцелуй. Причина в том, что во время него человек передает часть своих бактерий, в том числе и кариесогенных. Забота о близких - хороший повод следить за здоровьем своих зубов. Ещё один фактор риска возникновения кариеса имеют правши, так как во время чистки зубов они уделяют больше внимания именно правой стороне челюсти. Странно, но у левшей такая особенность не наблюдается.

Слайд 3

Ка́риес (лат. caries — гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс в твёрдых тканях зуба, развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Слайд 4

Основная причина заболевания - кариесогенные микроорганизмы (Streptococcusmutans, Streptococcussanguis и пр.). Они питаются углеводами и выделяют продукты жизнедеятельности в виде органических кислот и токсинов. Именно кислоты «разъедают» эмаль, то есть нарушают ее целостность, в результате чего формируется кариозная полость. Конечно, вредоносные бактерии обитают в ротовой полости любого человека. Но почему же одни люди постоянно страдают от кариеса, а другие совсем не нуждаются в помощи стоматолога? Все дело в том, что микробы активизируются только при воздействии внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

Слайд 5

Местные факторы.

Наличие зубных отложений Плохая гигиена, нерегулярная и некачественная чистка зубов приводят к скоплению отложений. В них сконцентрировано большое количество кариесогенных бактерий. Мягкий бактериальный налет со временем переходит в твердый зубной камень, который плотно прилегает к эмали. Его уже невозможно снять с помощью обычной зубной щетки, поэтому приходится обращаться к стоматологу.

Слайд 6

Нарушение состава, свойств и pH слюны

У взрослого человека выделяется примерно 2 литра слюны в сутки. Эта жидкость смывает налет с поверхности эмали и нейтрализует действие кислот за счет щелочной среды. Она также содержит полезные иммуноглобулины (белки, уничтожающие вирусы и бактерии). Различные функциональные нарушения слюнных желез приводят к недостаточной выработке слюны, изменению ее состава или уровня pH. Все это повышает кариесвосприимчивость зубной поверхности.

Слайд 7

Особенности строения зубов

Кариесу больше подвержены зубы, имеющие колбообразные фиссуры, это естественные бороздки на жевательной поверхности. В таких ямках быстро скапливаются частички еды, и формируется микробный налет.

Слайд 8

Неправильный прикус

Из-за скученности зубов тяжело проводить должный гигиенический уход, поэтому во рту создаются условия для скопления частичек пищи. Кроме того, неправильная окклюзия (смыкание челюстей) приводит к повышенной жевательной нагрузке на отдельные зубы, что ускоряет кариозный процесс. Сюда же можно добавить привычку пережевывать пищу на одной стороне челюсти.

Слайд 9

Углеводы (углеводные остатки пищи)

Запомните формулу: углеводы + бактерии = кислоты. Как уже отмечалось выше, кариесогенные бактерии (стрептококки, лактобактерии, актиномицеты) питаются углеводами. Как результат - начинается процесс брожения во рту. Наиболее интенсивно происходит брожение сахарозы, это простой углевод, который содержится в кондитерских изделиях и сладких газированных напитках. Крахмал и фруктоза - менее опасны.

Слайд 10

Общие кариесогенные факторы.

Биологические Системные заболевания организма. Доказано, что хронические болезни ЖКТ, эндокринной и сердечно-сосудистой системы повышают риск возникновения кариеса. Генетическая предрасположенность. Мы наследуем от родителей структуру твердых зубных тканей, а также их стойкость к неблагоприятному воздействию.

Слайд 11

Прием медикаментов. Некоторое лекарства (антигистаминные, успокоительные препараты, антидепрессанты) вызывают сухость во рту, что способствует размножению кариесогенных бактерий. Состояние иммунитета. У людей с высоким иммунитетом наблюдается низкая активность патогенной микрофлоры во рту. Стресс

Слайд 12

Влияние внешней среды

Климат, инсоляция (облучение солнечным светом) также влияют на возникновение кариеса. Люди, проживающие в северных регионах, где преобладает пасмурная погода, чаще сталкиваются с проблемой разрушения зубов. Еще важен показатель жесткости воды (концентрация солей кальция и магния) и насыщенность ее фтором. При снижении количества минералов повышается риск кариозных процессов. В норме содержание фтора в воде составляет 0,8-1,2 мг/л. Нужно учитывать и загрязнение воздуха. В сельской и горной местности, где воздух абсолютно чистый, уровень стоматологических проблем на 20% ниже, чем в городе.

Слайд 13

Социальные факторы

Рацион питания. Частые перекусы, фаст-фуд, а также употребление исключительно мягкой пищи способствует образованию «дырок» в зубах. Профессия. В зоне риска находятся люди, работающие на предприятиях, где производят кислоты, щелочи, токсические препараты, а также сотрудники кондитерских. Возраст. В возрасте от 2-х до 11-ти лет динамика образования кариеса увеличивается на 60%, она начинает снижаться только после 40-ка лет.

Слайд 14

Пол. У женщин чаще портится эмаль, но в основном это связано с периодом беременности и лактации, когда наблюдается дефицит кальция и фтора в организме. Происхождение (раса). Статистика показывает, что представители негроидной расы менее подвержены кариесогенным процессам, по сравнению с людьми белого цвета кожи, которые проживают на той же территории. Страна проживания. В США 99% населения страдает от кариеса, а в Нигерии - только 2%. Почему так происходит? Скорее всего, на это влияет содержание минералов в почве и воде, а также культура употребления пищи (еда в США не самая полезная и натуральная).

Слайд 15

Кариесогенная ситуация в полости рта-стечение всех необходимых и достаточных факторов риска развития кариеса, которое в конечном результате приведет к развитию деминерализации твердых тканей зуба.

Слайд 16

О.В.Удовицькая (1987) выделяет 7 основных признаков риска кариеса: 1) вязкая слюна; 2) кислая реакция среды полости рта; 3) склонность к поверхностному отложению зубного налета при нормальном гигиеническом режиме; 4) гипоплазия эмали зубов как показатель порочного развития эмали; 5) преждевременное прорезывания зубов (на полгода и больше — временных, на год и больше — постоянных); 6) и наследственная склонность; 7) токсикоз и беременность матери. Действие этих факторов легче выяснить, если нормальное состояние эмали рассматривать как динамическое равновесие между постоянными процессами де- и реминерализации. В том случае, когда в зубных тканях процессы деминерализации преобладают над реминерализацией, возникает участок деминерализации в виде кариозного пятна. Последующий прогресс процесса деминерализации эмали и дентина приводит к образованию кариозной полости.

Слайд 17

Способы устранения кариесогенной ситуации

Одним из перспективных направлений повышения эффектив-ности противокариозных мероприятий является выделение групп риска, которые нуждаются в большем объеме кариеспрофилактических воздействий. Наряду с гигиеной полости рта и фторизацией используются средства и методы, повышающие общую со-противляемость организма, включающие закаливание и спорт, физиотерапевтические и медикаментозные средства.

Слайд 18

Рекомендации паци-ентам по снижению кариесогенного потенциала питания: необходимость уменьшения общего потребления сахаров; польза снижения частоты потребления сахаров; значение уменьшения времени пребывания сахаров в полости рта; важность замены легко метаболизируемых сахаров на неметаболизируемые (сахарозаменители). В рекомендациях по рациональному питанию не следу-ет забывать о роли пищи как фактора самоочищения пол-ости рта, естественного процесса освобождения от остат-ков пищи и мягкого зубного налета. Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрук-ты). Хорошая тренировка зубочелюстной системы проис-ходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания

Слайд 19

Кариесрезистентность эмалиМетоды исследования.

Для определения резистентности эмали зубов к кариесу применяют тест эмалевой резистентности (ТЕР-ТЕСТ); В. Г. Окушко, Л. И. Косарева, 1983р.) Он позволяет установить функциональную резистентность эмали относительно кислоты. Тест может быть использован в качестве первично-диагностического, а также для объективной оценки эффективности реминерализующей терапии во время диспансерного наблюдения и лечения больных.

Слайд 20

Методика проведения теста

Проводят профессиональную гигиену ротовой полости -коронки зубов обрабатывают дистиллированной водой и ватным тампоном, высушивают -на вестибулярную поверхность центрального верхнего резца наносят каплю 1% раствора хлористоводородной к-ты диаметром не более чем 2мм. -через 5с. кислоту смывают дистиллированной водой -коронку зуба высушивают ватным тампоном -на поверхность коронки наносят тампон, смоченный в 1% водном р-ре метиленового синего -одним движением ватного тампона снимают краситель с поверхности эмали -оценивают тест по специальной 10-ти бальной цветовой шкале -на зону деминерализации наносят фторсодержащий лак.

Слайд 21

Согласно 10-ти бальной шкале синего цвета определяют степень резистентности зубов к кариесу:

1-3 балла -участок окрашен в бледно-голубой цвет, который определяет значительную структурно-функциональную резистентность эмали и высокую стойкость зубов к кариесу. 4-6 баллов - участок окрашен в голубой цвет, который определяет среднюю структурно-функциональную резистентность эмали и среднюю стойкость зубов к кариесу 7-9 баллов участок окрашен в синий цвет, который определяет снижение структурно-функциональной резистентности эмали и высокую степень риска возникновения кариеса 10 баллов- участок окрашен в темно-синий цвет, который характеризует крайне сниженную структурно-функциональную резистентность эмали и максимальный риск возникновения кариеса.

Слайд 22

Методы исследования CRT (colour reaction time) - время цветной реакции (Уолтер, 1958; Мэйволд, Джейжер, 1978)

Цель: изучение скорости растворения эмали в кислоте. Способ: изучают время, необходимое для нейтрализации стан-дартного количества кислоты ионами, более или менее активно выходящими из апатитов эмали, растворяемых этой кислотой. Переход от кислой среды к нейтральной определяют при помо-щи кислотно-основного индикатора Материал и оборудование 1Н раствор соляной кислоты. Микропипетка. Диск фильтровальной бумаги диаметром 3 мм, пропитанный в течение 30 с 0,02% водным раствором кристалл-виолета, который в кислом рН имеет желтый цвет, в нейтральном - фио-летовый. Секундомер

Слайд 23

Методика Зуб 12 изолируют от слюны, очищают от налета щеткой и высушивают. На вестибулярную поверхность помещают диск бумаги, на него при помощи микропипетки наносят 1,5 мкл 1Н HCI (после проведения теста обязательно нанесение реминерализующихсредств!) Регистрация результатов Засекают время, в течение которого происходит изменение цвета диска от желтого до фиолетового Интерпретация результатов CRT > 60 с - растворимость низкая, кариесрезистентность вы-сокая; CRT < 60 с - растворимость высокая, кариесрезистентность

Слайд 24

Лазерная рефлектометрия (Грисимов В.П.,1991)

Цель: Определить плотность кристаллической решетки поверх-ности эмали. Способ основан на различиях в оптических свойствах рези-стентной и лабильной эмали: хорошо минерализованная, плот-ная эмаль больше отражает свет и меньше его поглощает (т.е. диффузно рассеивает), чем рыхлая кариеслабильная эмаль Материал и оборудование Гелий-неоновый лазер ЛГН-105 с длиной волны 0,63 мкм. Устройство для фотографии света лазера, отраженного эмалью. Измеритель характеристик отраженного света МетодикаЗуб очищают, высушивают, на него направляют пучок лазерного света. Отраженный эмалью пучок света фотографируют Регистрация результатов Характеристикиотраженного света сравнивают со стандартной шкалой, рассчитывают долю невозвращенного, т.е рассеянного света (диффузную компоненту) от исходного пучка Интерпретация результатов Диффузная компонента составляет меньше 0,24 - эмаль кариесрезистентна; более 0,30 - кариеслабильна

Слайд 25

Электрометрия (Иванова ГГ., 1984; Жорова И.А., 1989)

Цель: определить плотность кристаллической решетки эмали зуба. Способ основан на том, что зрелая здоровая эмаль с плотной кристаллической структурой является диэлектриком для посто-янного тока (ее электропроводность равна нулю), но чем более рыхлую структуру имеет эмаль, тем больше в ней носителей тока и, соответственно, выше ее электропроводность. Электро-проводность эмали определяется как сила тока в цепи посто-янного тока, элементом которой является зуб Материал и оборудование Гальванометр с ценой деления 0,11х106 А, с активным электро-дом (капиллярная стеклянная трубка) и пассивным электродом, размещаемым в преддверии полости рта; на электродах созда-ется постоянное напряжение 3 В. Раствор электролита 10% NaCI, обеспечивающий электропро-водный контакт между активным электродом и эмалью

Слайд 26

Методика Исследуемую поверхность очищают, высушивают, изолируют. Капилляр активного электрода заполняют электролитом (для этого конец трубки помещают в раствор, после чего устанавли-вают его на исследуемой поверхности) Регистрация результатов При помощи гальванометра определяют величину силы посто-янного тока, проводимого эмалью Интерпретация результатов Электропроводность эмали до 3-5 мА и более свидетельствует о ее незавершенной минерализации и, соответственно, низкой кариесрезистентности или о кариозной деминерализации эмали

Слайд 27

Определение количества кальция и фосфора в золе эмали

Цель: определить количественное содержание Са и P в составе эмали методами химического количественного анализа эмали invitro Материал и оборудование Муфельная печь. Наборы реактивов для количественного анализа. Лабораторная посуда МетодикаЭмаль озоляют в печи при t=500°. 10 мг полученной золы раство-ряют в 0,5 мл концентрированной HCI и доводят дистиллирован-ной водой до объема, необходимого для химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретациярезультатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

Слайд 28

Биопсия эмали (определение прижизненной растворимости эмали); (Леонтьев В.К., Дистель В.А., 1974)

Цель: количественный анализ минерального состава (Са, P) эмали, а точнее - той части ее апатитов, которые вступают в реакцию с кислотой). Способ основан на версии о том, что насыщенная кальцием эмаль может в относительно больших количествах, чем кариес-лабильная, отдавать ионы этого элемента для нейтрализации кислоты, сохраняя при этом структуру апатита. Эмаль изучают invivo Материал и оборудование Солянокислый буферный раствор (97 мл 1Н HCI и 50 мл KCI) смешивают и дополняют до 200 мл дистиллированной водой; для вязкости добавляют глицерин 1:1. Микрошприц для аппликации буферного раствора и аспирации кислотного биоптата эмали

Слайд 29

Методика Зуб изолируют от слюны, очищают, высушивают. На поверх-ность эмали наносят каплю деминерализующего буферного раствора объемом 3 мкл. По истечении 1 мин весь объем капли (биоптат) забирают микрошприцем, переносят биоптат в про-бирку с 1 мл дистиллированной воды и используют для количе-ственного химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретация результатов Методика позволяет оценить состояние эмали в сравнитель-ном аспекте, поэтому активно используется для изучения сте-пени риска развития кариеса у одних людей по сравнению с другими, для изучения изменений в эмали, происходящих под влиянием минерализующей профилактики и т.д. (важно пом-нить, что при увеличении кариесрезистентности эмали за счет образования в ней фторапатитов растворимость эмали снижа-ется, количество кальция в биоптате падает)

Слайд 30

Спектрометрия

Цель: точное количественное определение минерального состава эмали удаленных зубов при помощи спектрального анализа Материал и оборудование Алмазный диск для подготовки образцов эмали. 10% формалин. Клей на основе углерода, сканирующий электронный микро-скоп со спектрометром Методика Удаленные зубы промывают дистиллированной водой, фик-сируют в формалине, распиливают в вестибуло-оральном на-правлении, обезжиривают, приклеивают на предметный столик токопроводящим клеем, помещают на ваккумный пост, где на образцы напыляют угольную пленку для получения токопрово-дящего слоя Регистрация результатов Изучают количественное содержание в эмали кальция, фосфо-ра, железа, углерода, натрия, кремния, хлора, хрома, фтора, магния, алюминия, цинка, меди, титана Интерпретация результатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

Слайд 31

Минерализующий потенциал слюны

Считают, что слюна питает зуб в той же мере, как кровь питает тело. Эмаль представляют как кристаллы, находящиеся в растворе собственных ионов. Судьба кристаллов — их растворение, стабильность или восстановление - определяется степенью насыщенности слюны ионами кальция, фосфатов и гидроксильных групп, а это в свою очередь зависит от концентрации ионов в слюне и от ее кислотности.

Слайд 32

Концентрация ионов в слюне является гомеостатическим фактором и тщательно контролируется нейрогуморальными механизмами. Полагают, что содержание минералов в слюне зависит от возраста и является относительно более низким у детей. Обычно среднее содержание кальция в слюне взрослых составляет 1,7 ммоль/л (в плазме крови — 2,5 ммоль/л), содержание фосфатов — в слюне 5,5 ммоль/л, в плазме крови около 1 ммоль/л. Из-за различных соотношений концентраций кальция и фосфора выходит, что кровь пересыщена гидроксиапатитом в 2—3 раза, а слюна — в 4,5 раза, благодаря чему слюна обладает большим минерализующим потенциалом. Пересыщенные растворы не выпадают в осадок благодаря тому, что ионы «переслоены» белками-статеринами, связаны с белками, богатыми пролином и в значительной степени (около 45% ионов кальция и 6% фосфатов) вовлечены в состав мицелл.

Слайд 33

Из пересыщенного раствора ионы легко внедряются в гидратную оболочку апатитов эмали и создают в ней депо, из которого затем медленно проникают по градиенту концентрации вглубь, в структуру кристаллов. Таким образом, пересыщенное состояние слюны организует минерализацию и реминерализацию эмали, а недосыщенное — обратный процесс, т.е. деминерализацию твердых тканей. В присутствии некоторых микроэлементов-акселераторов, самым известным из которых является фторид, процессы минерализации и реминерализации протекают более результативно: их скорость возрастает, происходят качественные изменения в апатитах эмали (ионы магния, хлора и гидроксилы заменяются фторидами), приводящие к созданию кристаллов менее растворимых, чем оригинальные.

Слайд 34

Метод определения минерализующего потенциала слюны (Леус П.А., 1977).

Минерализующий потенциал слюны косвенно оценивается по тому, образуются ли кристаллы при медленном высыхании капли слюны. Для проведения исследования нужно иметь пипетку, предметное стекло и микроскоп. Со дна полости рта пипеткой набирают нестимулированную слюну и наносят на предметное стекло. Слюна высыхает на воздухе при комнатной температуре или в термостате. Высохшие капли рассматривают в микроскопе в отраженном свете при малом увеличении (2x6). .

Слайд 35

Характер рисунка на стекле оценивают следующим образом: 1 балл — россыпь хаотически расположенных структур неправильной формы; 2 балла — тонкая сетка линий по всему полю зрения; 3 балла — отдельные кристаллы неправильной формы на фоне сетки и глыбок; 4 балла — древовидные кристаллы средних размеров; 5 баллов — четкая, крупная, похожая на папоротник или паркет кристаллическая структура. Таким образом оценивают каждую каплю слюны из трех и рассчитывают среднюю величину МПС. Показатели МПС от 0 до 1 считают очень низкими, от 1,1 до 2,0 — низкими, от 2,1 до 3,0 — удовлетворительными, от 3,1 до 4,0 — высокими, от 4,1 до 5,0 — очень высокими

Профилактика стоматологических заболеваний у детей в возрасте от 6 до 12 лет Работу выполнил: студент 4 курса стоматологического факультета Сафарян Д.А. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова


Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических заболеваний. Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достаточно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания


Методы профилактики основных стоматологических заболеваний: Стоматологическое просвещение населения Обучение правилам рационального питания; Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; Эндогенное использование препаратов фтора; Применение средств местной профилактики;


Методы стоматологического просвещения Беседы Лекции Семинары Уроки здоровья Игры и т.д. Методы, предусматривающие заинтересованное участие населения, называются активными. Их преимуществом является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия. Методы не требующие активного участия населения, называются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую аудиторию. Недостаток – отсутствие обратной связи между пациентами и специалистом. Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подразделяют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная. Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеждение => навык => привычка. понимание => убеждение => навык => привычка.">


Общая характеристика периода от 6 до 12 лет Продолжается прорезывание постоянных зубов и замена молочных. Это состояние называется "сменным" прикусом. У уже прорезавшихся зубов заканчивается (полностью к 14 годам) формирование корней (т.е. вначале они не сформированы, и зуб уже есть «на улице», а корень его в челюсти только продолжает свое формирование и через какое-то время закрывается его верхушка). Окончательно формируется и приобретает постоянный размер верхнечелюстная пазуха, т.к. в более раннем возрасте ее развитию "мешают" находящиеся в челюсти зачатки постоянных зубов. Уплотняется структура костной ткани челюстей.


Типичные проблемы и симптомы периода Характерными проблемами данного возраста являются увеличение кариозных зубов за счет еще более плохой гигиены (дети идут в школу, им становится некогда качественно это делать по утрам, снижается и контроль со стороны родителей - детей школьного возраста уже принято считать самостоятельными).


Типичные проблемы и симптомы периода Очень характерными в этом возрасте становятся и травмы: отломы коронок постоянных резцов (возможно при посещении спортивных секций либо во время самостоятельных прогулок на зимних горках). Сложности этих травм состоят в том, что при отломе коронки зуба часто обнажается пульпа зуба (сосудисто- нервный пучок внутри эмали и дентина), а удалить "нерв" и запломбировать канал в ряде случаев не представляется возможным, так как корень зуба еще не сформирован (не закрыта его верхушка в челюсти, и он представляет собой раструб, как бы открытую воронку, а не закрытый конус как у взрослых). Поэтому лечение таких зубов проводится под длительным и постоянным наблюдением, требует бережного контроля, врачи как бы доращивают корень зуба, и только потом при необходимости пломбируют канал.


Типичные проблемы и симптомы периода Сформировываются патологии прикуса (сосание карандаша или ручки во рту во время учебы), открытый прикус (дети идут в школу, увеличивается нагрузка на иммунитет, учащаются простудные заболевания, как возможный результат невылеченных насморков – аденоиды и, соответственно, преимущественно ротовое дыхание, и в результате патологии прикуса). Если постоянные жевательные зубы не были герметизированы, то следующий за кариесом воспалительный процесс в пульпе (пульпит) также представляет сложность в лечении по причине несформированных еще корней (только жевательные зубы - это уже многокорневые зубы, т.е. еще более сложные в лечении при несформированных корнях в данном возрасте). Корни 6-х зубов окончательно формируются, как правило, к годам, корни резцов к 8-10 годам.


Обучение правилам рационального питания Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и количественном отношении питание беременной женщины, включающее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зубов. Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у населения способствуют следующие особенности питания: - высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара; - увеличение частоты приема пищи; - уменьшение употребления пищи, требующей интенсивного жевания, которое приводит к повышению тока слюны и «естественному очищению полости рта»; - уменьшение потребления пищи, способствующей ингибированию кариесу зубов.


Пасты и гели для чистки зубов зубные порошки ополаскиватели полости рта жевательные резинки, не содержащие сахара зубные щетки приспособления для очищения языка межзубные щетки (ершики) зубные нити зубочистки межзубные стимуляторы ирригаторы полости рта средства для ухода за съемными ортопедическими и ортодонтическими конструкциями красители для самостоятельного выявления зубных отложений Межзубные ершики, зубные нити, зубочистки, межзубные стимуляторы и однопучковые специальные зубные щетки можно объединить в группу интердентальных средств гигиены полости рта Средства для индивидуального ухода за полостью рта включают:


Зубная паста это комбинации абразивного материала и отдушки, связанных между собой в когезионную массу; с помощью зубной щетки она используется для чистки доступных поверхностей зубов. Основными компонентами зубной пасты являются: абразивные (соскабливающие) гелеобразующие и пенообразующие вещества красители отдушки и вещества, улучшающие вкусовые качества активные реагенты, обеспечивающие лечебно-профилактические свойства пасты Зубные пасты


Фторидсодержащие зубные пасты Зубные пасты Эльмекс-гель, содержащий мг/кг олафура, рекомендуется для использования один раз в неделю детьми в возрасте от 6 лет и старше с повышенным риском возникновения кариеса зубов под наблюдением взрослых. Применение геля показано также при использовании ортодонтических аппаратов. Гель, как и паста, используется для чистки зубов в течение 2 мин. Дети не должны проглатывать гель. После чистки следует прополоскать рот водопроводной водой.


Фторидсодержащие зубные пасты Эффективность фторидсодержащих паст зависит от содержания в них фторида. Противокариозный эффект зубной пасты, усиливается при увеличении концентрации фторида до 2500 мг/кг. Увеличение содержания фторида на каждые 500 мг/кг противокариозный эффект возрастает на 6%. Противокариозное действие пасты начинается при содержании в ней 250 мг/кг F -. Европейской комиссией установлен предел для концентрации фторида, который не должен превышать 1500 мг/кг. Для профессионального местного использования фторида в стоматологии выпускаются гели с содержанием мг/кг F -. Зубные пасты


Зубные пасты для детей Требования, предъявляемые к детским зубным пастам, следующие: Низкая абразивность. Для временных зубов и только что прорезавшихся постоянных зубов, а также при пониженной кислоторезистентности эмали оптимально использование гелевых паст. Значение RDA для детских паст не должно превышать SO. Отсутствие вкусовых добавок, способных вызвать желание ребенка есть пасту или приучить его к сладкому вкусу. Предпочтительно использование нейтральных, мятных или фруктовых ароматизаторов, которые не вызывают неприятия у ребенка. Привлекательный внешний вид и удобная для использования ребенком упаковка.


Зубные пасты для детей Зубные пасты для детей 7-12 лет: Blend-a-med (Junior Gel) (NaF, фосфаты); Colgate junior (0,15 % NaF 680 ч/млн F -); Colgate junior super star (0,76 % Na 2 PO 3 F 1000 ч/млн F -); My first Colgate (NaF); Dental dream for children (0,5 % Na 2 PO 3 F 660 ч/млн F -, кальция лактат); Four Fruit (Na 2 PO 3 F, NaF); Mildfresh junior (0,76 % Na 2 PO 3 F ч/млн F -); Sanino Junior (Na 2 PО 3 F); Новый жемчуг Юниор 7-12 лет (0,76 % Na 2 PO 3 F 1000 ч/млн F -, масло чайного дерева); Детский жемчуг комплекс (Na 2 PO 3 F 500 ч/млн F -, кальция глицерофосфат); Каримед детский (NaF, кальция глюконат); Продент для подростков (NaF + Na 2 PО 3 F).


Зубные пасты для детей При использовании зубных паст детьми, особенно в период обучения чистке зубов, необходим контроль со стороны родителей. Известно, что антибактериальное и реминерализирующее действие зубных паст осуществляется, когда паста находится во рту не менее 23 мин, что требует тщательной чистки зубов.




Подушечка для чистки языка!!! Маленькая овальная головка щетки с окантовкой из мягкого материала Зона нанесения зубной пасты Многоуровневые щетинки Нескользкая, мягкая, объемная ручка с изгибом для большого пальца Зубная щетка для ухода за ротовой полостью детей старше 5 лет, у которых все еже остаются молочные и уже появились постоянные зубы. Для эффективной чистки зубов смешанного расположения и очистки языка Для приучения детей к правильной гигиене ротовой полости Для защиты десен Для нанесения рекомендованного количества зубной пасты Для более удобной и эффективной чистки зубов Для удобства и комфорта во время чистки зубов Colgate Smiles 5+ Colgate Smiles 5+






Растворы для полоскания полости рта Для ежедневных полосканий применяют 0,05%, а для еженедельных 0,20% раствор фторида натрия. Растворы для полосканий рекомендуются как для индивидуального использования, так и в группах детей в школьных классах. Растворы для полоскания полости рта принято делить на две группы растворы, содержащие противомикробные средства первого и второго поколений. Большинство из выпускаемых в настоящее время растворов принадлежит к первому поколению, поскольку их активные компоненты способны блокировать рост микроорганизмов в течение всего лишь 30 мин, а некоторые из них действуют даже меньше 30 мин.


Зубные щетки В настоящее время в продаже имеется множество моделей зубных щеток, отличающихся между собой по размеру и форме рабочей головки, длине и типу эластичных ворсинок, соотношения утла головки щетки по отношении к ее ручке и т.д. Различия в дизайне зубных щеток, а также химический состав и расположение ворсинок и их пучков послужили предметом многочисленных исследований и публикаций на тему выбора оптимального образца зубной щетки. литературе доминирует положение о том, что округленные на конце ворсинки щетки должны быть мягкими, сделанными из нейлона, и собраны в пучок на короткой головке. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей части-головки с посаженными в нее кустиками щетинок. В последнее время для изготовления щеток используется синтетическое волокно (нейлон, сетрон, перлон, дерлон, полиуретан и др.).


Зубные щетки Существует 4 степени жесткости зубных щеток: жесткие, средней жесткости, мягкие и очень мягкие. Исключение составляют детские зубные щетки, которые изготавливаются из мягкой и очень мягкой щетины. Наиболее эффективны щетки средней жесткости и мягкие, так как их щетинки, будучи более гибкими, очищают десневую бороздку и лучше проникают в межзубные промежутки. Очень мягкие щетки рекомендуется использовать в период лечения заболеваний пародонта, когда состояние десны не позволяет проводить энергичную чистку зубов. При нормальном состоянии зубов и пародонта рекомендуется использовать щетки средней жесткости и мягкие.


Зубные щетки Для детей до 12 лет рекомендуются мягкие щетки с рабочей головкой до 25 мм. Важно следить родителям за состоянием щетки. В зависимости от ее качества щетка может использоваться для чисток зубов, т.е. в течение 2 мес (Marthaler T.M., 1988; 1990). А – 3 ряда пучковБ – 4 ряда пучков Размеры и количество пучков ворсинок зубных щеток для детей в возрасте от 2 до 12 лет (А) и в возрасте старше 12 лет (Б)


Зубные щетки При выборе зубной щетки следует руководствоваться следующими основными правилами (Marthaler T.M., 1990) : щетка должна иметь удобную ручку и не вращаться во время чистки конструкция щетки не должна определять ее движения щетка не должна способствовать горизонтальным движениям; (г) щетка должна соответствовать возрасту человека


Уход за полостью рта с использованием зубной щетки компании (2 раза в день после еды чистите зубы не менее 2 мин, язык – 10 с) Внешнюю поверхность зубов очищают выметающими движениями в направлении от десны к краю зуба. Головку щетки располагают под углом в 45 0 к очищаемой поверхности Внутреннюю поверхность задних (жевательных) зубов следует очищать круговыми движениями, передних зубов – короткими вертикальными движениями Жевательную поверхность зубов чистят, перемещая щетку вперед-назад. Более высокая щетина на кончике щетки обеспечивает лучший доступ к задним зуба Для очищения языка используется уникальная подушечка на обратной стороне головки щетки, позволяющая удалить бактерии, вызывающие появление неприятного запаха изо рта


Методы чистки зубов Методы чистки зубов, рекомендованные многими авторами, отличаются между собой по характеру движения зубной щетки по поверхности зубов, а именно вертикальные, горизонтальные, круговые, вибрирующие и выметающие. Детальный анализ имеющихся данных литературы свидетельствует о существенных разногласиях авторов в оценке их эффективности, за исключением круговой методметод Басc Методы чистки зубов кругового и Басс-метода, которые признаются большинством исследователей как наиболее эффективные для полноценного удаления зубного налета. Зубная щетка под углом 45° по отношению к длинной оси зуба круговыми выметающими движениями освобождает поверхность зуба от зубного налета.




Зубные нити флоссы Основные цели применения нитей тщательное удаление налета с труднодоступных боковых поверхностей, а также удаление остатков пищи, застревающих между зубами. Применяют вощеную и невощеную нить, круглую и плоскую, независимо от этого при правильном пользовании нитью эффективность очистки одинаковая. Плоская и вощеная нить более удобна, так как она легче проходит сквозь контактные точки, не рвется и охватывает большую поверхность зуба. С этой целью можно использовать шелковую или суровую нить.






Силанты (герметики) для фиссур эмали Следующим этапом профилактического лечения после пломбирования активных кариозных поражений является покрытие (запечатывание) фиссур и ямок силантами, представляющими собой пластичный материал, выполняющий функции физического барьера для кариесогенных бактерий. Силанты могут остановить кариозный процесс на ранних стадиях его развития. Методика применения силантов довольна проста, однако требует тщательного выполнения инструкции производителя и особенно по предотвращению попадания влаги в операционное поле.


Фтористый лак В настоящее время на рынке доминируют фтористые лаки Duraphat, Duraflor, Fluor Protector, Cavity Shield (фирмы Colgate Oral Pharmaceuticals; Pharmascience, Montreal, Canada; Ivoclar/Vivadent и OMNII Oral Pharmaceuticals соответственно). Duraphat, Duraflor и OMNII содержат в своем составе 5% фторида натрия, a Fluor Protector 0,1% фторида натрия.


Подкисленные фосфатом гели фторида натрия Аппликации подкисленных гелей необходимо проводить с особой осторожностью, предупреждает возможность его проглатывания, и в этой связи Комитет экспертов ВОЗ по стоматологии рекомендовал руководствоваться следующими правилами: количество геля, помещаемого в назубную каппу, не должно превышать 2 мл или 40% от ее объема для аппликации отдельных зубов в индивидуально изготовленные каппах следует использовать не более 5-10 капель геля пациент должен находиться в кресле в сидячем положении, а его голова слегка наклонена вперед следует постоянно использовать слюноотсос во время аппликации геля на зубы керамические коронки и элементы протезов необходимо покрывать вазелином удалить остатки слюны с помощью слюноотсоса по завершении аппликации длительность аппликации должна составлять не более 4 мин, после аппликаций пациенту не рекомендуется принимать пищу в течение 30 мин. При активном течении кариеса рекомендуется повторять аппликации геля каждые полгода не оставлять пациента без присмотра во время аппликации хранить гель в недоступном для посторонних месте


Патогенетическая профилактика Реминерализующая терапия «Ремодент» «Остеовит» «Вита» Реминерализующие кальций-фосфатсодержащие гели Реминерализующие растворы, получаемые диализом раствора солей через полупроницаемые мембраны Фторпрофилактика Редукция кариеса Полоскания 0,02-0,20% растворами фторидов40% Аппликации 1-2% расвторами и гелями фтора53% Чистка зубов фторсодержащими пастами16-30% Электрофоретическое введение фторидов29% Фтористые лаки40-45% Изоляция фиссур зубовДо 90% Глубокое фторирование по Кнаппвосту95%






Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Метод аппликации фтористых гелей Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом. Ограничить количество геля до 2 мл, что составляет приблизи­тельно 40% объема индивидуальной ложки. Ограничить количество геля, помещаемого на губку, до 5-10 капель. Посадить пациента в сидячее положение с наклоненной вперед головой. Использовать слюноотсос в течение всей процедуры. После процедуры пациент должен сплевывать слюну или держать слюноотсос 30 секунд. Держите контейнер с гелем вдали от пациента. Не оставляйте пациента одного. Продолжительность процедуры не должна превышать четыре минуты.


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Самостоятельно используемые гели Необходимо принять все меры для минимального заглатывания геля пациентом. ФТОРИСТЫЕ ГЕЛИ Концентрация F - Использование самостоятельное использование (ppm) профессиональное применение (12300 ppm) 2 раза в год профессиональные процедуры 1 раза в неделю домашнее использование


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов Фтористые лаки Лаки наносятся на зубы кисточкой или с помощью специального шприца. Эффективность лаков подтверждена в коммунальных программах профилактики кариеса зубов. В последнее время использование фторлаков как альтернативного метода профилактики кариеса зубов увеличивается в связи с небольшой трудоемкостью для персонала и небольшой затратой времени для пациента. Применение фторлаков рекомендуется 2-3 раза в год у пациентов, находящихся под риском возникновения кариеса. Противопоказаний нет.


Использование фторидов в программах массовой профилактики кариеса зубов ПОЛОСКАНИЯ РАСТВОРАМИ ФТОРИДОВ Ежедневно Еженедельно 0,05% раствор фторида натрия (230 ppm) хранить в местах, недоступных для детей 0,2% раствор фторида натрия (900 ppm) (или 2 раза в неделю) не рекомендуется детям до 6 лет ВОЗ, 1994


ФТОРСОДЕРЖАЩИЕ ЗУБНЫЕ ПАСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Фториды фторид натрия монофлюорофосфат натрия аминофторид Эффективность Дозы фтора Использование Качество 2500 ppm - опасны 25% при чистке зубов всю жизнь детивзрослые При использовании с очень раннего возраста возможны легкие формы флюороза зубов Не рекомендуется



Жевательная резинка не воздействует непосредственно на кариесогенные факторы микроорганизмы зубного налета субстрат (углеводы пищи) дефицит фтора за исключением F-содержащих Жевательная резинка стимулирует секрецию слюны минеральные вещества микроэлементы буферные свойства бактерицидные свойства удаление остатков пищи Тактика стоматолога в отношении широко распространенной среди населения привычки жевания резинок



LOGO 9 ФЕВРАЛЯ 2011г. Международный День стоматолога Стоматологические заболевания Это группа заболеваний органов полости рта, зубов, десен. Наиболее распространенное заболевание зубов – это кариес. Не леченный кариес опасен осложнениями (пульпитом, периодонтитом). К стоматологическим заболеваниям относится также заболевания пародонта (гингивиты, пародонтиты, пародонтоз), некариозные поражения зубов (флюороз и т.д.) ФАКТЫ В России в 88% случаев у 6-летних, а в 85,7% у 15-летних детей имеются признаки заболеваний пародонта: кровоточивость десен, зубной камень К 35-44 годам и 65 годам и старше у всех обследованных (89,5 - 99,5%) выявляются более тяжелые поражения пародонта, с наличием зубного камня и пародонтальных карманов различной глубины. Наиболее высокие показатели нуждаемости в санации отмечены в возрастной группе детей 6 лет, а также среди взрослого населения (3544 года и 65 лет и старше). В Волгоградской области распространенность кариеса у детей составляет 88%. У взрослого населения поражаемость кариесом достигает 100%. КАРИЕС ЗУБОВ Кариес - заболевание твердых тканей зуба, выражающееся в последовательном его разрушении (эмали, дентина, цемента), с образованием полости. В зависимости от степени поражения различают неосложненный и осложненный кариес (пульпит и периодонтит) Кариес молочных зубов: поражение зубных зачатков Первичной причиной возникновения раннего кариеса может быть поражение зубных зачатков еще во внутриутробном периоде, произошедшее из-за перенесенных матерью заболеваний во время беременности (а также в результате приема в этот период некоторых лекарственных препаратов). Это могут быть острые инфекционные заболевания, токсикозы (особенно поздние), стрессы, интоксикации (плохая экология, профессиональная вредность, вредные привычки). Одним из факторов, провоцирующих кариес у будущего ребенка, могут быть частые роды (с перерывом менее 2-х лет.) Возникновению кариеса могут способствовать также недоношенность плода, тяжелые роды, искусственное вскармливание, болезни желудочно-кишечного тракта. Кариес молочных зубов: углеводы В дальнейшем кариес молочных зубов может возникнуть у ребенка, если его кормят большим количеством углеводов. Природа кариеса тесно связана с наличием во рту большого количества патогенных микроорганизмов (бактерий), активно размножающихся в углеводной среде. В результате жизнедеятельности микроорганизмов (ферментативной переработки углеводов) образуются органические кислоты, вызывающие деминерализацию эмали. Поэтому стоматологи рекомендуют заменять сахаросодержащие продукты на пищу, содержащую ксилит (клубника, лук, морковь). Кариес зубов: недостаток фторидов Возникновению кариеса способствует недостаток фторидов (соединений фтора). Фториды поступают в организм с водой, продуктами. Фториды являются потенциальным фактором защиты от кариеса, поскольку подавляют активность ферментов, участвующих в образовании органических кислот. При этом введение фторидов внутрь более эффективно, чем местное применение фторсодержащих препаратов. Однако необходимо учитывать, что фториды в избыточных концентрациях токсичны, вызывают флюороз, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек. Оптимальной считается доза фторидов приблизительно 0,1 мг на 1 кг массы тела в день. Существует мнение, что на степень поражения кариесом зубов у детей первых лет жизни влияют возраст и состояние здоровья матери, сезонные особенности, срок рождения ребенка. Например, обнаружено, что чем старше мать, тем меньше риск кариеса у ребенка. Чаще болеют кариесом дети, рожденные весной. Кариес молочных зубов: грудное вскармливание Увеличение продолжительности грудного вскармливания (до 12 месяцев и более) положительно влияет на здоровье зубов ребенка. Но при этом потребление ребенком сахара должно быть минимальным. Существует и другая сторона этой проблемы. Длительное (более года) грудное вскармливание должно обязательно сочетаться с кормлением ребенка разнообразной (в том числе и твердой) пищей, что ведет к самоочищению твердых тканей зубов при жевании. При этом происходит также очищение слюны от избытка в ней молочнокислых бактерий. Кариес молочных зубов: грудное вскармливание Увеличение продолжительности грудного вскармливания (до 12 месяцев и более) положительно влияет на здоровье зубов ребенка. Но при этом потребление ребенком сахара должно быть минимальным. Длительное (более года) вскармливание должно сочетаться с кормлением ребенка разнообразной (в том числе и твердой) пищей, что ведет к самоочищению твердых тканей зубов. При этом также очищается слюна от избытка в ней молочнокислых бактерий. Кариес молочных зубов: бутылочный кариес Особую проблему представляет собой так называемый "бутылочный кариес". Частое кормление из бутылочки, особенно ночью, вызывает попадание в рот ребенка легко ферментируемых углеводов, которые остаются там на всю ночь, питая бактерии и вызывая кариес. "Бутылочный кариес" – это очень быстро развивающийся кариес, возникающий в 2,5-15% случаев. Он характеризуется поражением передних 4-6 зубов и проявляется характерным коричневатым налетом. Позже поражение может распространиться и на жевательные зубы как верхней, так и нижней челюсти. Возникновение кариеса Кариес возникает последовательно - сначала на поверхности эмали зуба появляется пигментное пятно (белого, а потом и желтого цвета). Вскоре оно приобретает коричневую окраску. В дальнейшем разрушается эмаль, а после этого дентин. Этот процесс протекает достаточно медленно, в более редких случаях - быстро. Возникающая полость сначала в эмали, а потом в дентине прогрессирует в глубину и в ширину. Остатки пищи в ней являются питательной средой для бактерий, находящихся в большом количестве в полости рта. " Первая стадия кариеса может годами оставаться неизменной. При обнаружении кариозной полости нужно сразу обратиться к стоматологу. Иначе дальнейшее разрушение зуба приведет к пульпиту, и вызовет сильную зубную боль ФАКТОРЫ РИСКА КАРИЕСА 1. Неполноценность диеты и питьевой воды. 2. Соматические заболевания в период Text созревания тканей зуба. 3. Экстремальные воздействия на организм. 4. Наследственность, обеспечивающая полноценность эмали. Text МЕСТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА КАРИЕСА 1. Зубная бляшка и зубной налет. 2. Нарушение состава и свойств ротовой жидкости.Text 3. Углеводные пищевые остатки в полости рта. 4. Отклонение в биохимическом составе твердых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба. Text 5. Состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания зубов. Стратегия профилактики 1. Стоматологическое просвещение населения; 2. Обучение правилам рационального питания; 3. Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; 4. Эндогенное использование препаратов фтора; 5. Применение средств местной профилактики; 6. Вторичная профилактика (санация полости рта). LOGO

«Правила ухода за зубами» - Выбор зубной щетки и пасты. Полезные советы. Как правильно чистить зубы. Строение зуба. Правила чистки зубов. Гигиена зубов. Изучить правила чистки зубов. Зубная щетка располагается вертикально, направление движения от десны. Час здоровой улыбки. Заканчивают чистку зубов круговыми движениями. Изучить строение зуба.

«Детские зубы» - Стоматология детского возраста. Эффективность метода серебрения зубов не доказана во время обширных. Заблуждения о детской стоматологии. Как ухаживать за зубами. Молочные зубы. Лучший способ лечения кариеса. Детские зубы. Зубки малыша. Боли в зубах. Кариозные зубы. Брекет-системы. Неправильный прикус.

«Профилактика кариеса у детей» - Профилактика кариеса у детей школьного возраста. Роль питания в профилактике кариеса. Сколько зубов должно быть у человека. Зубные пасты. Врач-стоматолог. Гигиена полости рта. Курс ортодонтического лечения. Флоссинг. Как предотвратить развитие кариеса. Здоровье зубов ребенка. Личная гигиена полости рта.

«Красивые и здоровые зубы» - Продукты. Больной зуб. Курить - зубам своим вредить. Сколько раз в году нужно менять зубную щетку. Сладости. Проверяйтесь у врача стоматолога. Какой зуб здоровый, а какой больной. Пользуйтесь только качественными пастами. Игра. Здоровые зубы. Отгадай загадки.

«Здоровые зубы» - При письме свет должен падать… Чистить зубы надо… Жевательные поверхности зубов: Проверь себя: Как правильно чистить зубы? Зубную щетку располагают горизонтально и производят чистящие движения. Хороший результат так же дает применение жевательной резинки без сахара. Назови 1 продукт растительного происхождения.

«Кариес» - Стоматологические заболевания. Кариес зубов. Факторы риска кариеса. Кариес молочных зубов. Факты. Недостаток фторидов. Бутылочный кариес. Местные факторы риска кариеса. Увеличение продолжительности грудного вскармливания. Грудное вскармливание. Стратегия профилактики. Международный День стоматолога.

Всего в теме 14 презентаций

1 слайд

2 слайд

Зубочелюстные аномалии (ЗЧА) – состояния, которые включают наследственные нарушения развития зубочелюстной системы и приобретенные аномалии, выражающиеся в аномалиях зубов, челюстных костей и соотношении зубных рядов различной степени тяжести.

3 слайд

Мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий клиническое обследование детей (выявить и диагностировать зубочелюстные аномалии, устранить предрасполагающие факторы их развития; определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы);

4 слайд

своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение; контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий; организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.

5 слайд

Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка. В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей с постоянным прикусом диагностируются сформированные зубочелюстные аномалии, требующие трудоемкого лечения.

6 слайд

Внутриутробные и постнатальные факторы риска. 1. Внутриутробный период: Эндогенные: - генетическая обусловленность (полная или частичная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ)

7 слайд

Экзогенные: механические (травма, ушиб беременной женщины; тесная одежда будующей матери) химические (алкоголизм и курение будущих родителей); профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами); биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной: туберкулез, сифилис, краснуха, эпидемический паротит, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз); психические (стрессовые ситуации у матери); радиационнные факторы

8 слайд

Постнатальные факторы риска Нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка; Нарушения функций зубочелюстной системы – жевания, глотания, дыхания и речи; Вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза; Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава; Травмы зубов и челюстей; Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей;

9 слайд

Кариес зубов и его последствия; Недостаточная физиологическая стираемость временных зубов; Преждевременная потеря временных зубов; Преждевременная потеря постоянных зубов; Задержка выпадения временных зубов (ориентир – сроки прорезывания постоянных зубов); Задержка прорезывания постоянных зубов (ориентир – сроки прорезывания постоянных зубов); Отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка.

10 слайд

Мероприятия по пренатальной профилактике проводятся в женской консультации путем оздоровления организма беременной женщины: Устранение профессиональных вредностей Установление рационального режима дня и питания Лечение инфекционных заболеваний, борьба с токсикозом Санация полости рта Стоматологическое просвещение

11 слайд

Постнатальная профилактика зависит от возраста ребенка Дети первого года жизни: Этиологические факторы: искусственное вскармливание – при этом не требуется значительных усилий мускулатуры и состояние младенческой ретрогении сохраняется, создается тенденция к дистальной окклюзии, преобладает глотательная, а не сосательная функция. неправильно проводимое искусственное вскармливание -использование жесткой и длинной соски, которая может вызвать травму слизистой полости рта или очень мягкой с одним большим отверстием на конце - не требует от ребенка усилий при кормлении; когда оставляют ребенка одного с бутылочкой - при этом она горлышком оказывает давление на альвеолярный отросток, деформируя его;

12 слайд

родовая травма - насильственное извлечение плода за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый отросток; перенесенные заболевания – рахит - следствием которого могут быть деформации как верхней так и нижней челюсти

13 слайд

гематогенный остеомиелит - возбудитель данного заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных отростках; гнойничковые заболевания кожных покровов дыхание через рот в силу недостаточной очишенностй носовых ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии

14 слайд

Профилактические мероприятия: Естественное вскармливание - акт сосания является мощным стимулятором для роста костной ткани. При сосании нижняя челюсть изменяет положение в передне-заднем направлении за счет сокращения мышц. Давление передается костным балкам и кровеносным сосудам, питающим их. В результате зоны роста получают импульс и происходит физиологический процесс роста. В период естественного вскармливания на небо оказывается давление, что обеспечивает рост и увеличение в объеме верхней челюсти.

15 слайд

Правильное искусственное вскармливание соска на бутылочке должна быть физиологичной формы, быть эластичной, упругой, иметь несколько маленьких отверстий. Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность приводит к недоразвитию нижней челюсти. При кормлении нужно держать ребенка под углом, как при грудном вскармливании. Бутылочку располагают также под углом, чтобы она не давила на нижнюю челюсть малыша

16 слайд

Плоская часть соски обеспечивает правильное положение языка, идентичное естественному во время кормления грудью Благодаря широкому основанию соски губы ребенка широко раскрыты, как при естественном вскармливании

17 слайд

Правильное положение ребенка во время сна. Новорожденный должен спать без подушки на ортопедическом матрасе Также необходимо переворачивать ребенка на левый, правый бок и выкладывать на живот для предупреждения западения (профилактика дистальной окклюзии) и смещения нижней челюсти вправо или влево (перекрестный прикус) профилактика рахита (проводиться врачами-педиатрами) предупреждение гнойничковых заболеваний кожных покровов соблюдение правил гигиены челюстно-лицевой области;

18 слайд

С 5-6 месячного возраста вводится прикорм обязательно с ложки, чтобы во время захвата пищи происходило перемещение нижней челюсти вперед, а также напряжение мышц подбородочной, нижнечелюстной и шейной области, что в дальнейшем обеспечит нормальную функцию глотания, передвижения нижней челюсти и движений в ВНЧС. Начиная с 6 мес. возраста, в рацион ребенка необходимо вводить более грубую пищу (мясо, овощи), что позволяет сформировать навыки откусывания, пережевывания и равномерного распределения пищи по полости рта. При этом губы должны быть сомкнуты, язык расположен за зубами и во время глотания не должны напрягаться мышцы околоротовой полости.

19 слайд

своевременное удлинение укороченной уздечки языка; пользование соской-"пустышкой" - не более 15-20 минут после еды, во время сна, бодрствования - пользование соской-"пустышкой" не рекомендуется. Длительное применение соски-пустышки (более 1-1,5 лет) приводит к формированию открытого прикуса. Критическое время использования пустышки составляет 6 часов в сутки. профилактическая пустышка с максимально тонкой шейкой (1) и плоской головкой (2), модели «Дентистар».

20 слайд

Дети 2-го и 3-го года жизни (период формирования временной окклюзии) Этиологические факторы: Вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски); Рахит - недостаток вигамина "Д"; Отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи; Затрудненное носовое дыхание;

21 слайд

Профилактические мероприятия: Устранение вредных привычек Сбалансированное питание, использование при жевании жесткой пищи Педиатрическая коррекция рахита Пластика уздечки языка с целью правильного формирования функции речи; Формирование навыков по гигиене полости рта.

22 слайд

профилактическая вестибулярная пластина «Стоппи», разработанная для отвыкания от сосания пустышки или пальца, регулярное использование в течение 1–2-х часов днем, а также во время сна позволяет исправить прикус естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами. Пластинка рекомендована детям от 2 до 5 лет

23 слайд

Дети в возрасте 3-6 лет (период сформированного молочного прикуса) Этиологические факторы: Нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномалий - открытого, прогенического, глубокого, прогнатического прикусов и аномалий зубного ряда. Нарушение функции глотания – инфантильное глотание Нарушение функции жевания - - является активным фактором формирования открытого, перекрестного, прогенического и других видов патологического прикуса.

24 слайд

25 слайд

Нарушение физиологического стирания молочных зубов Стираемость временных зубов обусловлено функциональными нагрузками в связи с развитием функции жевания и изменением структуры и свойств эмали временных зубов, вызванных резорбцией их корней. Первые признаки физиологического стирания появляются на резцах в 3-х летнем возрасте, к 4-5 годам оно распространяется на клыки и моляры. Благодаря стиранию бугорков временных зубов обеспечивается плавное скольжение нижнего зубного ряда по отношению к верхнему, создаются оптимальные условия для полноценного жевания и формирования правильного прикуса.

Поделиться