Проклеивание и грунтовка холста. Водные связующие


Грунт – это неотъемлемый элемент в живописи. Его используют для обработки материала, на котором будет рисоваться картина.

Это вещество закрывает поры холста, придаёт поверхностям однородную плотность, защищает картину от внешнего воздействия, повышает её цветовые и фактурные свойства.

Нередко для приготовления грунта используют перчаточный клей, который повышает его прочность.

Из чего делали перчаточный клей раньше

В средневековье клей, из которого делали грунты для создания картин, варили из кожи животного происхождения.

Такие клеевые грунты состояли из трёх слоёв.

В их состав входил мел, гипс и красящие элементы, которые смешивали с одним из связующих веществ.

В качестве связующего элемента выступал животный клей, среди которых и перчаточный. Как видно из названия — клей был тесно связан с производством перчаток. Обрезки нежнейшей кожи не выбрасывали, а шли на варение клея.




Обработка загрунтованного холста

Именно перчаточный клей наносится первым слоем на поверхность холста или любого другого материала для живописи. Особой популярностью он пользовался у мастеров южных и северных школ в XVI-XVII веках.

Зачастую его варили из ослиных, лошадиных шкур и шкур рогатого скота. Перед варкой кожу предварительно резали на мелкие кусочки.

Знаменитый итальянский художник Ченнино Ченнини готовил клей из пергамента бараньей или козьей шкуры.

Перчаточный клей вошёл даже в словарь по живописи, написанный Пернети ещё в XVIII веке, как один из сортов надёжного клея. Сегодня он, как и пергаментный клей, является одним из лучших сортов клея животного происхождения. Он прозрачный, имеет светлую окраску. Грунты с таким клеем обладают самой высокой прочностью и стойкостью.

Тонкости нанесения клеевого грунта на холст

Рецепт перчаточного клея такой же, как и у пергаментного клея:

  • Обрезки бараньей или козьей шкуры тщательно промыть несколько раз под проточной водой. В процессе мойки избавляться от любых загрязнений;
  • Размачивать обрезки на протяжении суток;
  • После того, как они разбухнут, сварить в чистой воде, без вредных минеральных смесей;
  • Чтобы клей укипел, процесс варки должен длиться около 4-5 часов – не больше, не меньше. За это время в ёмкости останется треть от первоначального объёма воды;
  • Клеевой раствор отфильтровать;
  • Дать ему застыть до железообразного состояния.



Перед началом нанесения грунта, полотно нужно закрепить на подрамнике.

Многие художники сначала немного смачивают поверхность, чтобы волокна расширились и уменьшили риск протекания клея:

  • После того, как полотно просушилось, нанесите первый слой перчаточным клеем. Он должен создать защитную плёнку и не пропитаться на изнаночную сторону. Не давите на материал и не делайте несколько движений кистью на одном месте. Наносите клей быстро;
  • Дайте слою высохнуть. Сушка длится около 12 часов;
  • Пемзой или наждачной бумагой отшлифуйте полотно (при необходимости);
  • Нанесите ещё несколько тонких слоёв клея с просушиванием и шлифовкой;
  • Первый слой нанесите клеевым грунтом по той же технологии, что и при проклейке;
  • Просушите слой на протяжении 12 часов, уберите шероховатость наждачкой;
  • Второй слой грунта нанесите с добавлением отбеленного, льняного масла.
  • Покрытый клеевым и эмульсионным грунтом холст должен сохнуть не меньше одного месяца;
  • Любые излишки клея убираются шпателем.

При таком способе проклейки, когда первый слой грунта клеевой, а второй – эмульсионный, обеспечивается отличное сцепление всех слоёв, начиная от холста, и заканчивая масляным рисунком.

Водные (водорастворимые.— Ред.) связующие красок являются коллоидными веществами, которые отличаются значительной клейкостью, так что большинство из них известно и как клеи. По составу они делятся на углеводы растительного происхождения, к которым относятся гуммиарабик, крахмал, трагант и вишневый клей, и белковые вещества животного происхождения— казеин, белок, альбумин и клей кожный, костный и рыбий. Кроме того, к ним относятся растворимые в воде производные целлюлозы, а также растворимые в воде искусственные смолы.

Стойкость. Все перечисленные вещества весьма стойки, особенно с оптической стороны, ибо они вообще не желтеют и не темнеют (кроме яичного белка); этим весьма ценным свойством они превосходят как высыхающие масла, так и смолы. Их недостаток состоит в том, что они набухают во влажной среде и затем легко подвергаются разложению, вызываемому микроорганизмами, плесневению и гниению. В этом отношении наиболее стойкими являются эфиры целлюлозы, например тилоза, которая не разлагается от воздействия воды. Они высыхают в результате простого испарения воды, то есть определенно физического процесса, а по высыхании уже не подвергаются ни окислению, ни полимеризации. Поэтому они являются совершенно стойкими в сухой среде.

Преломление света. Растворенные водные связующие, как правило, содержат от пяти до восьмикратного количества воды, которая по испарении оставляет между зернышками пигментов полости, заполненные воздухом. Так как воздух имеет весьма низкий показатель преломления, то вполне естественно, что гуашевые и темперные краски после высыхания оказываются более укрывистыми даже тогда, когда содержат

пигменты в масляной технике лессировочные. Их оптический характер проявляется только при весьма сильном связующем когда не происходит значительного испарения воды: гуммиарабике, вишневом клее, декстрине, имеющих высокий показатель преломления света (n ==1,45) и дающих более темные и насыщенные краски, нежели прочие водные связующие. Синие краски сохраняют великолепный тон и в более толстом кроющем слое только со связующими с низким показателем преломления — клеем, желатином и белком.

Рис. 14. Изменение краски при высыхании

А — влажная водяная краска: зернышки пигмента окружены жидким водным связующим; В — та же краска по высыхании: связующие вещества концентрируются между соприкасающимися поверхностями частичек пигмента. Оставшееся пространство заполнено воздухом. По высыхании темперная краска является более светлой; С — просохшая масляная краска: частички пигмента полностью окружены твердым линоксином. Масляная краска не изменяется в процессе высыхания.


Растворимость. Большинство этих веществ растворяется непосредственно в воде и по высыхании их можно опять растворить. По этому свойству они относятся к обратимым коллоидам. Однако некоторые из этих связующих в воде лишь набухают, растворяются в ней только при повышенной температуре или после добавления других веществ, например щелочных. Так как после высыхания они уже не растворяются в воде, они относятся к необратимым коллоидам.

Некоторые растворимые связующие можно превратить в нерастворимые с помощью соответствующих добавок, например клей — добавлением формалина, или некоторыми процессами, например альбумин — нагреванием до 80°С. Воска и смолы, отталкивающие воду, путем воздействия на них основных соединений можно либо эмульгировать, либо частично омылить и получить, таким образом, водные связующие красок, не растворяющиеся после высыхания. Все необратимые связующие весьма известны в живописи, так как они позволяют продолжать работу над картиной немедленно по высыхании красок, причем живописец не должен опасаться, что нижний слой растворится или повредится. В приложенной таблице водные связующие разделены на две группы в зависимости от того, растворяются ли они водой после высыхания или не растворяются.

Водные связующие

Растворимые (после высыхания.— Ред.)

Нерастворимые (после высыхания.— Ред.)

а) Растительного происхождения

Гуммиарабик

Вишневый клей

Омыленные смолы

Декстрин

б) Животного происхождения

Клей, желатин, белок, альбумин

Восковая эмульсия

Шеллак, растворимый в воде

Клей с добавлением квасцов

Альбумин с добавлением формалина или гидроокиси кальция 49

в) Искусственные Поливиниловый спирт Водные дисперсии полибутилметакрилата, полиметилметакрилата и поливинилацетата

Эластичность. Водные связующие содержат больший или меньший процент влаги, которая до некоторой степени обусловливает степень их эластичности. Содержание воды в связующих не является постоянной величиной; оно колеблется в зависимости от изменений атмосферной влажности. Это может проявиться в сухой среде таким значительным уменьшением эластичности, что вся картина окажется под угрозой. По этим причинам в водные связующие, эластичность которых обычно недостаточно высока, добавляют гигроскопические вещества, которые удерживают в них немного влаги даже и в очень сухую погоду и препятствуют растрескиванию и отслаиванию живописи. К ним относятся мед, сахар, патока, глицерин, гликоль, глюкоза и растительные соки.

Химики и технологи отзываются об этих пластифицирующих веществах, как правило, весьма неодобрительно. Тем не менее последние хорошо зарекомендовали себя в темпере старых мастеров и в современной акварели. Очевидно, все зависит от правильного соотношения между пластификатором и связующим. Например, в результате добавления небольшого количества меда клей становится более эластичным, однако большой процент меда делает его липким, особенно во влажной среде; если же добавить его в краски, то он испортит их в относительно короткое время.

Эластичность связующего можно испытать следующим простым методом: на картон наносят тонкий слой связующего вещества или связанной с ним краски и оставляют сохнуть. При сгибании картона высохшее связующее не должно ни растрескиваться, ни отставать; если же это произойдет, то связующее, значит, недостаточно эластично. Точно так же высохшие покрытия на стекле не должны отставать после надреза острым ножом, а края надреза должны быть без заусенцев 1* . Если пленки связующих остаются во влажном воздухе липкими, то это означает, что они содержат слишком много гигроскопических веществ, и этот недостаток может также повредить живописи.

Большой эластичностью отличаются желатин и все сорта кожного клея, несколько меньшей — костный и рыбий клей 50 ; наименее эластичен крахмал. Хрупкими являются декстрин, казеин и гуммиарабик.

Поверхностно активные вещества. Кроме пластификаторов, в водные краски добавляют еще вещества, обладающие способностью снижать поверхностное натяжение воды, благодаря чему становится возможным более легкое смачивание грунта краской, равно как и более прочное сцепление краски с грунтом. К веществам с таким свойством относятся бычья желчь, бура, квасцы (при живописи на золоте) и поверх-постно активные препараты, которые выпускает в большом количестве современная промышленность. Это мыла разнообразнейшего состава (и смоляные), сульфированные масла (так называемые масла для турецкой красной), сульфоновые жирные спирты и разные сапонаты. Для живописных целей пока применяем только обычные (традиционные) средства, каким, например, является бычья желчь, о которой мы знаем, что она не действует вредно. Новые вещества следует испытать и накопить необходимый опыт. Хорошим грунтом для миниатюр, исполняемых акварельными красками, является слоновая кость, покрытая бычьей желчью, на которой краски по высыхании прочно держатся и не отслаиваются. В качестве другого примера можно привести водный фиксатив (2%-ный раствор желатина или казеина в воде), которым ввиду высокого поверхностного натяжения воды с трудом смачиваются пастели и угольные рисунки. Если мы добавим в такой раствор примерно 30% этилового спирта, снижающего поверхностное натяжение воды, то фиксатив легче смачивает пастельную или угольную пыль, и результат закрепления является более благоприятным.

Для консервирования водных связующих можно рекомендовать в первую очередь камфару, которая прекрасно консервирует и предохраняет водные растворы от разложения и плесневения. Достаточно ввести в бутылку с раствором несколько незначительных кусков камфары, чтобы предохранить его на несколько недель. Камфара, плавающая на поверхности, дезинфицирует воздушное пространство над жидкостью, в воде она растворяется весьма незначительно (долей процента) и при высыхании краски полностью улетучивается. Мы можем также добавлять в водные растворы незначительное количество насыщенного раствора камфары в скипидаре или этиловом спирте. Так как на практике консервация камфарой полностью оправдала себя, излишне применять другие, часто рекомендуемые средства, как, например, уксусная, карболовая и борная кислоты, ибо эти кислоты могут неблагоприятно действовать как на пигменты, так и на связующие.

Клей. Основным сырьем для производства клея являются кости, хрящи и кожа, содержащие белковое вещество, называемое коллагеном. В результате нагревания до 80—90° С коллаген превращается в желатин, который не является чистым, так как он содержит другие белки (кератин, эластин, муцин, хондрин) и, кроме того, разные неорганические соли и до 15% воды. Клеящие вещества экстрагируются из костей и кожи кипячением. Цвет и прозрачность клея не являются показательными для суждения о его качестве, которое зависит как от чистоты, так и от вида сырья, из которого он был получен.

Кожный клей поступает в продажу в виде желатина или кроличьего клея разной степени чистоты. От костного клея мы его отличаем по тому, что его водный раствор не мутнеет при добавлении квасцов.

Желатин продается в виде тонких, прозрачных и совершенно бесцветных плиток. Самым чистым является желатин для бактериологических целей. Пищевой желатин также очень чист. Отличительным свойством его является упругость. Желатиновые плитки можно сгибать и скручивать, при нормальной влажности воздуха они неломки. В связи с такой эластичностью желатин является незаменимым при изготовлении меловых грунтов, эластичность которых является основным условием прочности картины. Технический желатин, продаваемый тонкими желтоватыми плитками или в виде зернистого порошка, не обладает эластичностью пищевого желатина.

Кроличий клей импортируют из Франции. Он коричнево-серого цвета, непрозрачен и продается в виде плиток (чаще квадратных, чем продолговатых) с сильно выступающими краями. Золотильщики и столяры (изготовляющие рамы), которые имеют большой опыт работы с меловыми грунтами под золото (весьма похожими на грунты для живописи), считают этот сорт клея наилучшим.

Костный клей — обычный сорт столярного клея, обладает несколько более низкой клеящей способностью и эластичностью 51 , чем кожный клей. Продается либо в виде толстых плиток, либо в виде коричневых крупинок. Плитки имеют очень неровные края; они туго поддаются измельчению. Их излом раковистый, стекловидно блестящий. Костный клей имеет кислую реакцию, и поэтому его раствор следует нейтрализовать. Степень кислотности клея определяется влажной синей лакмусовой бумажкой, приложенной к плитке клея. Белый клей — это костный клей, содержащий какой-нибудь белый пигмент, например мел, литопон, барит или цинковые белила.

Рыбий клей добывают из рыбьих костей и чешуи 52 . Он гигроскопичен и легко растворяется вводе. Лучшим сортом рыбьего клея считается астраханский. С добавкой 30% уксусной кислоты дает известный, на холоде остающийся жидким, технический клей, называемый синдетиконом.

Осетровый клей 53 поступает в продажу в виде прозрачных, волокнистых и плоских кусков, которые слабо набухают в холодной воде, а в горячей медленно растворяются. Этот сорт рыбьего клея принадлежит к самым сильным клеящим веществам вообще.

Растворимость клея. Как типичное коллоидное вещество клей не растворяется в холодной воде, но сильно набухает; он поглощает минимально столько воды, сколько он сам весит. Если мы нагреем набухший клей до 35—50° С, то он плавится в сиропообразную жидкость, которая по охлаждении опять студенеет. И только в результате сильного разбавления водой в отношении 1:50 (то есть 20 г клея, растворенного в 1 л воды) клей остается в жидком состоянии и при нормальной температуре. Мы не переводим клей в раствор путем непосредственного кипячения его в воде, так как в результате кипячения он потерял бы клеящую способность. Кладем плитки клея в холодную воду на 12 часов и, после того как они набухнут, растворяем их на водяной бане. Клей обладает тем особенным свойством, что при температуре, близкой к температуре кипения воды, становится частично не растворимым в воде и оседает на стенках сосуда, где он пригорает. Для растворения клея наиболее пригодным является медный котелок с рубашкой, которую заполняют водой. Клей тогда не теряет своей эластичности даже при повторных нагреваниях 54 .

По своему характеру клей относится к обратимым коллоидам. По высыхании он опять может быть растворен в воде. Некоторые вещества, например квасцы 55 , формалин и тавнин прядают ему свойства необратимого коллоида. Квасцы мы добавляем в клеевой раствор в количестве от 1 / 5 до 1 / 3 веса сухого клея. Еще более эффективно действуют хромовые квасцы, кото рые, однако, окрашивают клей в желтый цвет. Под действием формалина клей превращается в водостойкое вещество — форможелатин. Его можно разрушить только длительным кипячением в воде или 15%-ной соляной кислотой. Клеевую живопись или клеевое покрытие фиксируем распылением 4% -ного раствора формалина в воде или его смеси с этиловым спиртом. Такого же эффекта можно достигнуть, если обработать покрытие парами формалина. Из опыта с желатиновым покрытием фотографических пластинок, отвержденных формалином, возникает подозрение, что формалин портит клей, который через несколько десятилетий превращается на поверхности в порошок. Самой безопасной считается добавка квасцов, которые, однако, действуют как слабые кислоты и неблагоприятно влияют на пигменты, чувствительные к кислой среде.

Чистота. На заводах клей отбеливают хлорной известью или серной кислотой, и поэтому он часто содержит остатки этих веществ. Если вода, в которую положен плиточный клей для набухания, окрасилась в коричневый или зеленоватый цвет, это значит, что клей содержит растворимые соли. В таких случаях воду необходимо сменять несколько раз, пока она не станет чистой. Наличие кислоты в клеевом растворе устанавливается с помощью синей лакмусовой бумажки. Если бумажка покраснеет, то клей нейтрализуется нашатырным спиртом, который добавляют по каплям до тех пор, пока лакмусовая бумажка опять не посинеет.

Эластичность. Наиболее ценным свойством клея является его эластичность. Эластичность клея по отношению к другим клеящим веществам, применяемым для изготовления живописного грунта, определена опытным путем следующим образом: желатин, казеин и гуммиарабик нанесли на стекло слоями одинаковой толщины. Когда они высохли и были сняты со стекла в виде тонких прозрачных пленок, желатиновую пленку можно было сгибать и свертывать, причем она не растрескивалась; казеиновую — вообще нельзя было согнуть, так как при незначительном изгибе она трескалась; точно так же и пленка гуммиарабика оказалась хрупкой. Так как прочность картины зависит от эластичности грунта, который должен преодолеть напряжение, возникающее при сгибании основания, то казеин является совершенно непригодным связующим для грунтов. Необходимо тщательно выбирать наиболее качественные сорта кожного клея и не применять менее эластичные сорта 56 .

На эластичность клеевых веществ оказывает значительное влияние относительная влажность воздуха. При нормальной атмосферной влажности и температуре желатин содержит 14—18% воды, которая выполняет функцию пластификатора. При значительной сухости воздуха желатин теряет большую часть воды, вследствие чего снижается его эластичность. Если нагревать плитку желатина в течение определенного времени до 60—80°, она становится такой хрупкой, что ее можно без труда разломать. То же самое происходит, если сушить клеевые грунты под прямыми лучами солнца или у печи; они растрескиваются, хотя были приготовлены всего за несколько часов до этого. В грунте могут образоваться микроскопические трещинки, невидимые невооруженным глазом, которые являются очагом дальнейшего разрушения картины. Пересохший на солнце или при повышенной темаературе клей является тем фактором, который может ускорить разрушение картины на несколько десятилетий. Для уменьшения этой опасности в клей добавляют гигроскопические вещества, повышающие его эластичность. Таковыми являются мед, глицерин, патока и леденцовый сахар (кандис). Следует, однако, избегать чрезмерного добавления этих средств, так как в случае добавления значительного количества клей становится липким в сырую погоду.

Прочность. В сухой среде клей очень прочен. Его клеящая способность, сцепление, прочность и эластичность со временем не уменьшаются. Деревянные доски и части статуй, склеенные клеем, остаются в течение целых столетий более прочными, чем сама древесина. В результате старения клей меньше набухает в воде и становится нерастворимым. Он относится к наиболее прочным органическим веществам. С мелом или с необожженным гипсом дает грунты для живописи, которые прекрасно сохранились в течение нескольких тысячелетий, со времен самых древних египетских династий. Однако клей непрочен во влажной среде, в которой он разлагается под действием микроорганизмов. Его прочность во влажной среде можно повысить добавлением квасцов, карболовой или борной кислот 57 .

Причины, вследствие которых клей, по эластичности превосходящий прочие водорастворимые связующие, сравнительно мало применяется в качестве связующего красок, следует искать в первую очередь в двух его свойствах, неблагоприятных для живописи: 1) он вызывает сильное поверхностное натяжение, 2) его раствор желатинизируется при нормальной температуре.

1. На профессиональном языке мы говорим о клее, что он «тянет». В эмалированных или фарфоровых сосудах, в которых хранили клей и на стенках которых он высох, быстро отскакивает эмаль или глазурь, а часто и куски фарфора. Это явление, свидетельствующее о большом натяжении которое клей вызывает на поверхности материала, на который был нанесен, дает представление о возможных повреждениях картины, если в краску или в грунт было добавлено слишком много клея. Если пигменты трут на водном растворе клея, концентрация которого превышает соотношение 1:10, краска легко отслаиьается. Клеевые связующие более низкой концентрации от 1:15 до 1:20 хотя и не обладают этим недостатком, однако после высыхания краски становятся более светлыми, так как в результате испарения такого большого количества воды между частицами пигмента проникает воздух. Хотя такое клеевое связующее не способствует разрушению красочных слоев, однако его недостаточно для того, чтобы краски сохранили свою насыщенность и после высыхания. Поэтому применение клея в качестве связующего красок ограничивается только гуашевой техникой 58 и декорационной живописью.

2. Студнеобразное состояние клеевого раствора при нормальной температуре точно так же является существенным препятствием при живописи клеевыми красками. Глиняные кружки с красками приходится нагревать, а в более холодную погоду краска студенеет прямо на кисти так, что становится невозможным писать. Только очень слабые растворы остаются на холоде жидкими. Поэтому живописцы издавна стремились изготовлять более концентрированный клеевой раствор, который оставался бы жидким и при нормальной температуре. Такие свойства приобретает клеевой раствор как в результате длительного кипячения, так и гнилостных процессов, при которых разрушается его коллоидное желатинообразное строение. В прошлые времена действительно, писали таким клеем. В настоящее время изготовляют клей, не желатинизирующийся на холоде: в клей либо добавляют большое количество кислот (уксусной, щавелевой или соляной), либо клей кипятят с щелочными веществами, то есть с едким натром, известью 2* , наконец, добавляют разные соли — роданиды, салицилаты, нитраты и хлориды 59 . Изготовленный указанным способом жидкий клей служит дотом в качестве технического клея. Для живописи можно получать клей с такими свойствами и без вредных воздействий на нее — только путем добавления хлораля. Хлоралгидрат имеет вид прозрачных бесцветных кристалликов, которые самопроизвольно улетучиваются на воздухе без остатка. Добавляется в количестве, соответствующем половине веса сухого клея, содержащегося в клеевом растворе. После двадцатичетырехчасового воздействия клеевой студень превращается в жидкость, которая пригодна для применения в качестве связующего красок или составной части темпер.

Щелочный, не желатинизирующийся на холоде клей приготовляется следующим образом:

100 частей клея оставляют набухать и затем растворяют

нагреванием. Потом добавляют:

20 частей гашеной извести или едкого натра в

20 частях воды.

Все это нагревают на водяной бане до тех пор, пока клей после охлаждения не перестанет студенеть. Однако такой клей значительно более хрупок, нежели обычный.

Из клея изготовляют также искусственные материалы, массы для литья, клеевые растворы и фиксативы для пастели. При склеивании фанеры в клей добавляют гексаметилентетрамин, выделяющий при нагревании формальдегид, которым отверщдается клей.

Клеевые растворы:

100 частей желатина,

35 частей воды,

100 частей глицерина,

60 частей сахара,

1,5 части борной кислоты.

В качестве связующего красок и меловых или гипсовых грунтов клей применялся уже в древности со времен ранних египетских династий. В сухом климате Египта он оказался абсолютно прочным. Плиний называет клей в перечне связующих египетской живописи наряду с растительными клеями, молоком, яйцами и воском. В средневековой живописи клей имел большое значение в странах, расположенных к северу от Альп. Он также являлся основным связующим красок в восточной живописи — индийской и китайской.

Клей, из которого в средние века изготовляли меловые и гипсовые грунты для картин на досках, был кожный. Гераклий (XII век) пишет в главе 26 3* о клее: «Возьми пергамент или обрезки его, положи в кастрюлю с водой и вари это». Согласно Теофилу (XII век), глава 18 4* , клей варили из лошадиных, ослиных шкур и шкур крупного рогатого скота, разрезанных на мелкие куски.

Ченнино Ченнини также для гипсовых грунтов изготовлял клей из кожи. Он пишет об этом в главе 110: «Это клей, который изготовляется из козьего или бараньего пергамента и из обрезков таких шкур. Обрезки тщательно промывают и за день раньше замачивают. В чистой воде варят так долго, пока клеевая масса не укипит на 1 / 3 . И если у тебя не будет плиточного клея, применяй для приготовления гипсового грунта для досок этот клей, а не другой. Лучшего клея не может быть» 5* . Согласно Герминее, рукописи с Афонской горы, глава 4, клей изготовляли из шкуры, которая в течение недели мокла в известковой воде, благодаря чему с нее удалялись волосы и загрязнения. Потом ее варили до тех пор, пока она не разваривалась; по охлаждении полученный клей делили на плитки и сушили.

Когда в более поздней технической литературе эпохи Возрождения и барокко упоминают о клее для грунтов, то всегда подразумевают пергаментный клей, полученный из шкур ягнят и коз. (Вазари, Филарете, Паломино, де Майерн и другие авторы рецептур — все приводят козий клей этого вида.) Синие пигменты связывали клеем еще в те времена, когда уже полностью преобладала масляная живопись. В XVIII веке гуашевая краска, слабо связанная клеем, заменила прежнюю темперу, которую почти совершенно забыли. В своем словаре по живописи (DictionnaireportatifdePeinture) Пернети (A. J. Pernety) описал в половине XVIII века несколько разных сортов клея.

1. Перчаточный клей из обрезков кожи, из которой вырабатывали перчатки. Эти обрезки размачивали в течение нескольких часов в горячей воде, а потом варили на слабом пламени. Этот сорт клея варили также и из отходов пергамента.

2. Английский клей (colle-forte), изготовляемый из крупных рыб, хрящей, копыт и шкур крупного рогатого скота.

3. Фламандский клей, отличавшийся от английского только тем, что он был чище и лучше изготовлен. Служил для живописи акварельными красками.

4. Colleabouche (соответствующий клею, применявшемуся в Италии под названием «colladolce», а в Германии «muudleim»), изготовлявшийся из фламандского клея, к одному фунту которого прибавляли немного воды и 8 лотов леденцового сахара.

5. Орлеанский клей получали из чистого бесцветного рыбьего клея, который размачивали в течение 24 часов в слабом известковом молоке, а потом варили в воде.

6. Клей для золочения (colleadorear) представлял собой смесь клея из кожи угря и яичного белка.

Из этого обзора видно, что наряду с кожным клеем в XVIII веке стали применять и другие сорта клеев, особенно костный и рыбий, которые еще в XVII веке Ван-Дейк считал непригодными для грунтов 60 .

Впервые промышленное производство клея было организовано в Голландии в конце XVII столетия. При современном промышленном производстве клея шкуры сначала обрабатывают в известковой воде, затем их сушат, разрезают и варят в закрытых котлах, куда подается пар под давлением. Разваренный клей падает на более холодное днище и не пригорает. Затем сгущают клеевой раствор в вакууме, очищают его и выливают на охлаждаемые водой столы. После отвердения его делят на плитки и сушат на ситах.

Казеин относится к фосфоропротеидам, содержащимся в молоке в виде кальциевой соли 61 . Его получают (из обезжиренного молока.— Ред.) осаждением казеина с помощью молочной или соляной кислоты в виде творога, который промывают водой, сушат и измельчают в светло-желтый зернистый порошок кислотного характера. Казеиновый порошок не растворяется в воде, он только слабо набухает в ней. Разбухший казеин можно легко растворить умеренным нагреванием при добавлении щелочей — соды, едкого калия или натрия, буры, аммиака или извести. Для получения растворимой в воде нейтральной соли необходимо добавить на 100 г казеина 2,8 г едкого натрия. Для живописных целей казеин растворяют нашатырным спиртом, либо аммиачными солями, избыток которых полностью улетучивается, или известью (для настенной живописи).

Аммиачный казеин получают следующим образом: 40 г казеина оставляют набухать в 1 / 4 л холодной воды на 2 часа, затем нагревают до 50—60° С, медленно добавляют 10 г нашатырного спирта и перемешивают в течение нескольких минут. Из молочно-мутного казеинового раствора быстро выделяются и оседают на дно загрязнения и нерастворившиеся составные части, которые отделяются декантацией. Старый казеин, который хранился больше года, растворяется не полностью, некоторые зернышки лишь набухают; их следует удалить процеживанием или фильтрацией. В продажу иногда поступает казеин, предназначенный для производства галалита. Этот сорт получается из молока осаждением энзимами, а не кислотами. Со щелочами он растворяется лишь незначительно, и поэтому его нельзя применять в живописи. При приобретении большого количества казеина рекомендуется испытать его на растворимость: 150 г казеина размочить в течение 2 часов в 60 см 3 холодной воды; к разбухшему казеину добавить 2,3 г буры, растворенной в 15 см 3 воды, и перемешивать в течение 10 минут на водяной бане при 50°С. Казеин должен полностью раствориться, и в нем не должно быть разбухших зернышек 6* .

Казеин обладает большой клеящей способностью; достаточно сильными являются обычно 5—10% растворы. Он остается жидким при 15—20% -ной концентрации; более концентрированные растворы студенеют, как клей. Так как казеин быстро подвергается гнилостному разрушению, его следует изготовлять перед самым употреблением. Однако если мы добавим к нему камфару, то он сохраняется в течение нескольких недель.

Казеин является типичным необратимым коллоидом, ибо после высыхания он не растворяется в воде. Максимальной нерастворимости он достигает через 7—14 дней. После высыхания он дает прозрачное блестящее покрытие, отличающееся необыкновенной хрупкостью, намного большей, чем у животного клея. Это свойство следует иметь в виду при определении его пригодности в качестве связующего грунтов или красок, которыми мы хотим писать на подвижных основаниях, в частности — на холсте. Глицерин, которого так называемый казеиновый грунт Вибера содержит значительное количество, в данном случае особенно не поможет, так как с течением времени глицерин испаряется.

Казеин имеет сродство с известью. Он образует с ней нерастворимые соли, благодаря чему прямо предназначен для настенной живописи. Присущий ему недостаток эластичности не представляет опасности в условиях неподвижной стены. Лучше всего приготовлять казеин непосредственно из свежего творога, который сначала тонко растирают и затем смешивают либо с 1 / 2 — 1 / 3 , части порошкообразного гидрата окиси кальция или с 1—2 частями гашеной извести. Этот густой, хорошо растертый клей разбавляют водой и оставляют отстаиваться, чтобы чистый растворенный казеин отделился от избыточной извести, которая оседает на дно. Известковый казеин необычайно быстро высыхает и отвердевает; из воздуха он поглощает углекислоту, которая превращает гидроокись кальция в нерастворимый карбонат. Если казеин содержит избыток извести, он не подвергается разложению бактериями и плесенями так легко, как казеин с небольшим количеством извести или как казеин, полученный с помощью нашатырного спирта, буры, соды.

Известковый казеин добавляют в краски при живописи по свежей штукатурке и в нерастворимые красочные покрытия, которые должны противостоять воздействиям атмосферных агентов.

Казеин эмульгируется с воском, бальзамами и маслом в нерастворимые темоеры. Раствор казеина с бурой или углекислым аммонием приготовляют следующим образом:

А. 100 частей казеина,

250 частей воды;

В. 18 частей буры (или 12—20 частей углекислого аммония), растворенной в

30 частях воды.

Растворенный казеин разбавляют перед употреблением еще 250 частями воды.

Весьма слабые 1—2% растворы казеина с 1 / 3 этилового спирта служат в качестве фиксативов для пастели и рисунков углем.

Казеин уже в древности был известен как очень сильный «лей для древесины. В средние века о нем в этом смысле упоминают Теофил и Ченнино Ченнини. Для изготовления грунтов казеин, однако, не применялся, и опыты в этом направлении стали производиться только в XX веке. В качестве связующего красок казеин начали применять в эпоху барокко, причем только для настенной живописи. В ту эпоху техника ренессансной фрески только что была заменена казеиновой живописью (как по сухой, так и по свежей штукатурке). В настоящее время большое количество казеина расходуется на производство искусственной роговой массы (галалит.— Ред.), которая является казеином, обработанным формалином, или на склеивание фанеры. Из казеина также изготовляются с помощью смоляных мыл или водного стекла нерастворяющиеся замазки.

Крахмал получается из картофеля, ржи, кукурузы и риса. Его получают промыванием в виде белого блестящего, как шелк, порошка. В холодной воде он не растворяется, в горячей сильно набухает и образует так называемый крахмальный клейстер. Свойства крахмала зависят от вида растения, из которого он был получен. Картофельный крахмал клейстеризуется при 72° С, пшеничный — при 62° С, а ржаной — при 68°С. Отдельные сорта крахмала можно отличить при помощи микроскопа по строению зерен.

Крахмальный клейстер не стоек; через 2—3 дня выделяются крахмальные зерна, и он теряет клейкость. Повторным нагревом можно опять получить клейстер, но так как он очень легко подвергается разложению, его надо приготовлять всегда перед самым употреблением. Быстрому разложению крахмального клейстера можно воспрепятствовать добавлением небольшого количества формалина 62 . Крахмал склеивает бумагу и другие вещества, но не древесину. Он является гораздо более слабым клеящим веществом, нежели животный клей, не вызывает такого сильного натяжения. Его клеящую способность можно усилить добавлением водного раствора животного клея. В живописи он служит в качестве связующего красок, а при реставрации им подклеивают новый холст на холст старых картин 63 . Для этой цели крахмальный клейстер эмульгируют с бальзамами. С точки зрения живописной технологии его значение заключается главным образом в том, что по высыхании он не растворяется в воде и только в результате варки опять переходит в раствор. Поэтому красочный клей с крахмальным связующим можно вторично прописывать, не опасаясь растворения нижележащего слоя.

Самым распространенным сортом крахмала является картофельный. Из него приготовляют крахмальный клейстер простым способом: размешивают 15 г крахмала в небольшом количестве холодной воды и затем добавляют 1 / 3 л кипящей воды Клейстер меньше чем с пятнадцатикратным количеством воды до того густ, что его нельзя наносить кистью. Крахмальный клейстер в смеси с порошкообразными пигментами дает краски гуашевого характера, по высыхании напоминающие пастельные, поэтому их можно использовать для подмалевка пастели. Крахмал связывает краски слабо; когда же испаряются двадцать частей воды, то остается лишь незначительное количество твердых клеящих веществ, и поэтому краски, связанные крахмалом, можно применять только в узко ограниченном объеме, хотя они оптически совершенно стойки, прочны и не растворимы в воде. Подобно вишневому клею, крахмальное связующее придает краске пастозный характер, краска не растекается и скорее пригодна для покрытия больших поверхностей, чем для миниатюрной живописи, для которой ей не хватает текучести и стекаемости с кисти. Крахмальный клейстер, приготовленный из тонкой ржаной муки, более пригоден для целей живописи и консервации, нежели картофельный крахмал, так как он дает менее вязкие растворы. Он хорошо связывается с бальзамами в темперы и его можно прибавить к другим водораслворимым веществам, например к казеину, с которым он образует хороший клей.

Крахмальный клейстер превращается при нагревании до 120°С в жидкий раствор, а крахмальные зерна, выделяемые из него этиловым спиртом, прямо растворяются затем в холодной воде. Действием щелочей, окислителей (перекиси водорода, перманганата), затем кислот, энзимов или ультрафиолетовых лучей также разрушается структура крахмального геля: хотя крахмальный порошок и похож на обыкновенный крахмал, однако он не клейстеризуется, а непосредственно растворяется в холодной воде; при этом он теряет свою необратимость пропорционально этой растворимости. Растворимый крахмал, поступающий в продажу под различными названиями, содержит обычно шелочные вещества и перед употреблением его следует нейтрализовать соляной кислотой.

Крахмальные покрытия теряют с течением времени эластичность, становятся хрупкими (то ли в связи со снижением гигроскопичности крахмала в результате старения, то ли в результате деятельности микроорганизмов), поэтому полезно добавлять в них небольшие количества пластификаторов — сахара 64 , глицерина.

1. Крахмальный клейстер из ржаной муки:

100 частей тонко измельченной ржаной муки,

100 частей холодной воды; после смешения добавляют

500 частей кипящей воды и 5 частей формалина.

Затем разбавляют водой по потребности.

2. Крахмальный клейстер из картофельного крахмала:

150 г картофельного крахмала,

100 г холодной воды; после смешения добавляют 1 / 4 л кипящей воды.

3. Основный крахмал (жидкий):

100 частей картофельного крахмала,

200 частей холодной воды,

10 частей едкого калия, растворенного в

400 частях воды.

Раствор нейтрализуют и проверяют среду при помощи лакмусовой бумаги.

4. Крахмальная эмульсия с венецианским терпентином:

В готовый крахмальный клейстер № 1 и № 3 добавляют 40 частей венецианского терпентина.

5. Крахмальный клей:

100 частей крахмального клейстера из ржаной муки,

90 частей желтого декстрина,

10 частей патоки,

30 частей венецианского терпентина.

Приготовление крахмального клейстера из крахмала в зернах было инвестно еще в древности. В Китае сохранились склеенные крахмалом документы, относящиеся к началу IV столетия нашей эры. Ченнино Ченнини описывает в главе 105 приготовление крахмального клейстера, сваренного из просеянной муки и воды. Во времена Вазари холст для живописи покрывали грунтом, который содержал также крахмал или муку. Этот вид грунтов не исчез и позже, ибо каолиновые грунты, связанные крахмалом, описаны в руководствах XIX века, например у Бувье.

При быстром нагревании обычного крахмала [содержащего 10—20% воды] получается декстрин 65 . Декстрин можно также получить действием кислот на крахмал.

Желтый декстрин полностью растворяется в горячей воде, и его 25%-ный раствор остается жидким и на холоде. При добавлении в раствор буры он несколько коричневеет и становится еще более жидким. Своими свойствами (главным образом тем, что по высыхании дает блестящую пленку 66 и опять весьма легко растворяется в воде) несколько напоминает гуммиарабик. Однако он более хрупок, а его клеящая способность и прилипаемость значительно меньше. Во всяком случае в декстрин следует добавлять гигроскопические пластификаторы: глицерин, сахар или мед. Декстрин обладает высоким показателем преломления, и поэтому в смеси с пигментами дает насыщенные, глубокие тона. Вместе с глицерином декстрин служит для производства дешевых акварельных и водорастворимых красок в тюбиках.

Раствор декстрина:

100 частей желтого декстрина,

200 частей горячей воды,

30 частей глицерина,

зернышко камфары.

Декстриновый клей для бумаги:

10 частей буры растворяют в 200 частях воды и добавляют 200 частей желтого декстрина. Нагревают до кипения и добавляют такое количество перекиси водорода, при котором жидкость становится светлой. Консервируют двумя частями карболовой кислоты.

Белый декстрин растворяется хуже желтого. С горячей водой он образует белый клейстер, который по охлаждении становится таким твердым, что не годится в качестве связующего красок. Из него делают канцелярский клей и им фальсифицируют гуммиарабик.

Яичный белок содержит 85—88% воды, 12—14% смеси разных белков, в основном яичный альбумин, небольшое количество минеральных солей и жирных веществ. В тонком слое яичный белок после высыхания дает прозрачную, блестящую, но хрупкую пленку, между тем как в более толстом слое после высыхания растрескивается, и в нем образуются волосяные трещины. Свежий, несколько сгущенный и студнеобразный белок становится жидким, если взбить его и дать ему отстояться. При нагреье до 65 °С он свертьшается. С известью образует нерастворимые соли, а обработанный таннином он по высыхании в воде уже не растворяется. В отличие от прочих водных связующих яичный белок в результате старения либо желтеет, либо окрашивается в оранжево-коричневый цвет.

Сухой белок является прозрачным, похожим на гуммиарабик веществом, которое в тепловатой воде сначала набухает, а потом растворяется. Нагреванием до 75°С он превращается в не растворимое в воде вещество.

В технике живописи белок добавляют в темперы или его применяют в качестве связующего красок, предназначенных для миниатюр. Так как он хрупок, то к нему добавляют леденцовый сахар, который повышает его эластичность и устраняет его склонность к растрескиванию. Некоторые живописцы применяют смеси белков с сахаром для временной лакировки недостаточно просохшей масляной живописи, с которой они смывают этот лак примерно через год, заменяя его постоянным смоляным лаком Так как белок стабилизуется светом и нелегко смывается, правильнее — отказаться от временной лакировки 67 . В технике золочения по полименту белок дает с полиментом качественный грунт для золотой фольги, которой можно придать сильный блеск путем шлифования и полирования агатом.

Яичный белок был главным связующим красок средневековой миниатюрной живописи. Уже в старых трактатах XI—XIV веков, где сообщается о рукописях с миниатюрами, находим указания, как сделать белок жидким, чтобы краска легче стекала с кисти или пера. Тогда белок взбивали или продавливали через полотно или губку и к нему добавляли сахар, мед, а в некоторых случаях и незначительное количество желтка. Однако белок не использовали в качестве связующего всех без исключения пигментов. Синие пигменты, например, растирали с гуммиарабиком, который придавал им большую прозрачность и глубину.

Альбумин представляет собой сухую сыворотку животной крови 68 . В отличие от клея он растворяется в холодной воде, однако при нагревании раствора до 80°С— осаждается. С добавкой аммонийных солей или извести становится не растворимым в воде, а так как он дешев, его применяют большей частью для нерастворимой декоративной настенной живописи и для покрытия.

Альбуминовый раствор приготовляют следующим образом: Воды 90 частей,

альбумина 50 частей,

нашатырного спирта (уд. вес 0,9) 2 части,

гашеной извести 1 часть.

Указанное соотношение следует точно соблюдать 7* .

Камеди — это отвердевшие на воздухе коллоидные вещества, вытекающие из надрезанной коры деревьев. Для живописцев имеют значение камеди, растворяющиеся в воде, — гуммиарабик и камедь плодовых деревьев.

Гуммиарабик вытекает из африканской акация. Он состоит из калиевых и кальциевых солей арабиновой кислоты (С 5 Н 3 О 4)n . Продается в виде бесцветных или желтоватых комков с сильно блестящим, раковистым изломом. Наиболее ценным считается сорт хашаб (hashab), происходящий из провинции Кордофан. Сенегальский сорт африканской камеди отличается от кордофанской более шероховатой поверхностью, меньшим блеском, а также тем, что она слабогигроскопична и дает более густые растворы. Индийская камедь, называемая ghatti, и австралийская, называемая wattle, являются менее ценными сортами. В продажу поступает также измельченный гуммиарабик, но его фальсифицируют декстрином, который отличается большей хрупкостью и хуже клеит.

В холодной воде гуммиарабик растворяется медленно и дает густой, сильно клейкий раствор в отношении 1:2. Тонкий слой растворенного гуммиарабика высыхает в бесцветную, блестящую, как стекло, и твердую пленку, которую можно легко снова растворить в воде.

В сухой среде пленка весьма стойка, не желтеет, не мутнее? и не выветривается, однако она очень хрупка, и поэтому нужно добавить в нее такие гигроскопические вещества, как глицерин, глюкоза или сахар. Гуммиарабик реагирует слабо кисло, и его растворы быстро скисают и плесневеют. Чтобы воспрепятствовать этому, в растворы добавляют зернышко камфары, буры ил» микроскопическое количество формалина. Растворы гуммиара бика имеют низкую вязкость, они жидки и при значительной концентрации, и этим своим свойством превосходят все водорастворимые связующие. Поэтому весьма пригодны для техники миниатюры, ибо допускают точное исполнение даже мельчайших деталей. Показатель преломления гуммиарабика (п = 1,45) и тертые на нем краски отличаются насыщенностью и глубиной. Гуммиарабик легко образует эмульсии с маслами, бальзамами и лаками для темпер, блестящих после высыхания. Раствор гуммиарабика:

100 частей кордофанского гуммиарабика в

150 частях воды

оставляют на день набухать, после чего растворяют нагреванием, затем добавляют кусок камфары для консервации.

Раствор для образования эластичной пленки гуммиарабика:

100 частей кордофанского гуммиарабика,

200 частей воды,

10—50 частей глицерина,

Эти растворы можно нейтрализовать известью или бурой (три части буры на 100 частей гуммиарабика). Однако некоторые сорта гуммиарабика сильно сгущаются со щелочами и лишь после добавления сахара опять становятся жидкими.

Уже в средние века гуммиарабик, наряду с яичным белком, служил в качестве связующего красок для миниатюр. Упоминания об этом находим в самых старых средневековых рецептурных книгах. В неаполитанском кодексе XII века приводится смесь гуммиарабика с яичным белком и медом в качестве бесцветного грунта для золотых фольг. Больтц фон Руфах в своей Illuminierbuch, изданной в 1526 году, называет гуммиарабик в числе главных связующих красок для миниатюр.

Вишневая камедь (вишневый клей.—Ред .).Из пораненной коры плодовых деревьев вытекают камеди, которые в зависимости от происхождения называются вишневым, сливовым и т. п. клеем. Внешним своим видом эти камеди похожи на гуммиарабик, отличаются от него единственно тем, что они не растворяются в воде, а только набухают. Они поглощают от двадцати- до тридцатикратного количества воды и, только если нагреть и продавить через сито разбухшую камедь, можно получить из нее слизь, которую можно использовать для живописи. Так как при более длительном хранении растворимость камедей плодовых деревьев сильно падает, лучше растворять свежесобранную камедь, ибо она дает более жидкий и притом более концентрированный раствор. Краска, содержащая вишневую камедь, является даже при весьма слабом связующем, пастозной, пластичной и не растекается. В настоящее время вишневая камедь применяется только в качестве добавки в темперы особого характера. Под действием соляной кислоты вишневая камедь растворяется непосредственно в воде; однако этот раствор следует затем нейтрализовать. Вишневая камедь является растворимым коллоидом; следовательно, после высыхания она растворима в воде.

По тракту Теофила DiversarumartiumSchedula можно судить, что в Северной Европе в XII веке писали только этой камедью. Согласно описанию, краски наносили последовательно три раза, а потом лакировали густым масляным лаком, который сушили на солнце. Так как Теофил пишет в своем трактате, что камедь надлежит разрезать (но ни в коем случае не измельчать), то можно предположить, что тогда камедь не была такой твердой, как продаваемые в настоящее время сорта. Свежесобранная камедь была мягка, пластична и давала концентрированные растворы, как и гуммиарабик.

Трагант является высушенным соком, который вытекает из растрескавшейся или надрезанной коры некоторых кустарниковых разновидностей Astragalus, произрастающих в Греции и Центральной Азии. В воде он сильно набухает и превращается в студень, который следует нагреть и продавить через полотно, чтобы он стал хоть немного жидким. В исключительных случаях трагант добавляют в темперы, а его 2%-ным раствором связывают пастели.

Растворимые в воде эфиры целлюлозы. Различные сорта метил-, диметил- 8* и оксиметилцеллюлозы поступают в продажу в качестве водных связующих красок и в качестве клея. Растворенные в десятикратном количестве воды, они образуют более или менее вязкие растворы, служащие в в качестве основания темпер или непосредственных связующих для приготовления красок, пригодных, например, для декоративной живописи на стенах. Они совершенно нейтральны и не подвергаются так легко разложению, как растительные и животные клеи. Они отличаются щелочеустойчивостью, без труда образуют эмульсии с маслом для темперы, а тертыми на них красками легко работать. В продажу поступают разнообразнейшие производные с различными свойствами под названием тилоза, глютолин или глютофикс. Для живописи следует употреблять только те сорта, которые определенно предназначены для этой цели.

Синтетические водорастворимые связующие. Некоторые искусственные смолы также обладают способностью растворяться в воде, такие растворы применяются как в качестве клеев, так и в качестве связующих для красок и для грунтов. К подобным водорастворимым искусственным смолам относятся:

поливиниловый спирт (поливиоль),

поливинилацеталь (мовиталь),

поливинилметилэфир (игевин),

фенольные (фенолъно-формалъдегидные. Ред.), водорастворимые смолы (резинол).

В области художественной живописи эти новые материалы недостаточно испытаны, однако они хорошо зарекомендовали себя при производстве технических эмульсионных лаков. Поливиниловый спирт обнаружил хорошие свойства при консервации тканей и для закрепления отпадающих красочных слоев на настенной живописи.

1* Е. Stock. TaschenbuchfurdieFarben- undLackindustrie (Справочник по лакокрасочной промышленности), 1943.

2* Д. И. Киплик («Техника живописи», стр. 117) советует добавлять в 20% клеевой раствор 4% гашеной извести.

3* Негасlius. De coloribus et artibus Romanorum. 1873,

4*Theopbilus. Schedula diversarum artium. 1874

5* ПереводФ. Топинки.

6* Е. Stock, часть I.

7* N. Неaton. Outlines of Paint Technology (Основытехнологияживописи). London, 1947.

8* Видимо, предполагается карбоксиметилцеллюлоза и метоксицеллюлоза (ред.).

Сейчас у каждого начинающего художника есть планшет, на котором он осваивает все возможности графического редактора и пытается что-то рисовать. Лет 400 назад таких возможностей у начинающих любителей живописи не было. Сегодня мы лишь в ознакомительных целях пытаемся выяснить, из чего делали перчаточный клей, а относительно недавно от качества производства зависела будущая картина. Может даже шедевр, доживший до наших дней.

Меньше усилий - лучше результат?

Все стало доступней:

  • Любую вещь можно купить, если речь не идет о чем-то уж совсем экзотичном;
  • Достаточно оформить заказ при помощи интернета, получить посылку с курьерской доставкой, не вставая с дивана опробовать новинку;
  • Нет никакого азарта от получения желаемого, когда это так просто и нет нужды в особых усилиях;
  • Откидывается очередной фильтр, который отсеивал людей, для которых не характерна настойчивость и целеустремленность.

Можно попробовать себя во всем, информация общедоступна и ресурсы для этого есть. Остаются какие-то «закрытые» варианты, космонавтом или пилотом истребителя просто благодаря своему желанию не станешь. А вот достаточно купить фотоаппарат, походить на 2-недельные курсы и уже можно называться фотографом. Кому-то хватает только покупки, такая уж логика.

Ранее, для достижения результата, люди прикладывали титанические усилия , открывали что-то новое и не шли проторенными тропами. Звучит слишком сложно и немного романтизировано. Но сегодня, благодаря видимой легкости, качество целых направлений искусства значительно снизилось, за счет массовости.


Из чего делали перчаточный клей раньше?

Художникам или ремесленникам приходилось:

  1. Покупать бараньи и лайковые шкурки;
  2. Выбирать только те, что с белоснежной поверхностью;
  3. Промывать их, дабы избавиться от всего, что успело «собрать» на поверхности своего тела животное, за весь период не такой уж долгой жизни;
  4. Вываривать, долго, до получения искомого вещества.

Сама технология получения клея, если речь идет об органических веществах, не сильно-то изменилась. Именно сорта «животного происхождения» считаются наиболее качественными.

Впрочем, использовали его не только и не столько по прямому назначению - склеивать что-то. Такая органическая грунтовка была хорошей основой для полотен, поэтому проблем с заказами никогда не было, успешные художники готовы были выложить кругленькую сумму за самый лучший товар. Мене удачливые коллеги пытались изготовить клей самостоятельно или довольствовались чем-то другим.

Химическая промышленность способна полностью удовлетворить любые запросы человека, так что «пускать под нож» животных ради искусства уже совсем не обязательно.

Впрочем, творцы с претензией на гениальность заявляют, что «раньше было лучше » и только органическая грунтовка способна стать основой для написания шедевра.


Перчаточный клей в живописи

XVI и XVII столетие - период Возрождения и возвращения к античным идеям:

  • Человек перестает быть рабом церкви и религии;
  • Жизнь каждого признается священной;
  • В качестве единственной цели принимается самосовершенствование;
  • Именно человек выступает «венцом творения».

Такая возвышенность и гуманизм - хороша основа для развития искусства. Не осталась в стороне и живопись, подарившая миру гениев той эпохи. Но планшетов и графических редакторов у этих людей совсем не было.

На подготовку одного холста для будущей картины уходило много времени, одним из первых шагов было создание грунта:

  1. Первый слой любой картины;
  2. Лежит сразу под красками;
  3. Обеспечивает долговечность творения;
  4. От него зависит впитывание и равномерное распределение красок.

И для создания этого самого грунта использовали перчаточный клей. Эффекта достигали путем смешивания нескольких компонентов, от одной только органики толку было бы мало. Идеальный рецепт художники получили благодаря опыту предыдущих столетий, так что даже здесь было уже немного проще.

Других применений, для написания картин, перчаточному клею не нашли. Может, где-то в мире и существуют какие-то уникальные работы, выполненные непосредственно при помощи этого материала, но это кажется слишком маловероятным.


Что дал нам Ренессанс?

Многие переоценивают период Возрождения:

  • Основные гуманистические концепции были высказаны лишь творцами, в их произведениях;
  • Ни один государственный правитель не разделял такого «вознесения» обычного человека;
  • Церковь, не сказать, чтоб без основания, видела в этом уход от божественного замысла;
  • Широкие массы попросту не могли узнать о существовании этих идей, за счет низкого уровня просвещенности.

Но даже этих подвижек вполне хватило, чтобы дело сдвинулось «с мертвой точки» и сегодня мы получили то, что имеем. Без королей, инквизиции, полного отсутствия свободы слова и весьма странного представления о телесных наказаниях.

Теоретически, «темные времена» уже никогда не вернутся. Но зарекаться не стоит, когда речь идет о человечестве и длительном отрезке времени.


Перчаточный клей для изготовления грунта

Надежный грунт мог:

  • Сохранить картину от тлетворного влияния времени;
  • Передать все нюансы холста;
  • Обеспечить необходимый уровень впитывания красок;
  • Сформировать необходимую композицию цветов.

На эту основу не скупились, ведь какой смысл тратить недели или даже месяцы на свое творение, если уже через пару лет оно утратит изначальный лоск? Существуют десятки, если не сотни, рецептов по созданию идеального грунта.

С перчаточным клеем до нас дошел вот этот:

  1. Взять горшочную глину и льняное масло;
  2. Размолоть глину, смешать ее с клеем;
  3. Добавить к полученной смеси масло;
  4. Нанести на холст;
  5. Покрыть сверху тончайшим слоем масляных красок.

Не так уж сложно, если у вас есть мастерская и вы из XVII века. В домашних условиях повторить такое - непосильная для большинства начинающих художников задача. Глупо винить в этом наших предков, они брали то, что было доступно - горшочная глина в избытке была в любой ремесленной мастерской.

Перчаточный клей хоть и не был самым доступным компонентом, но титанических усилий для поиска прикладывать не приходилось.


Основа для написания картин

Перчаточный клей:

  • Получали из лайковых и бараньих шкур, путем вываривания;
  • Использовали в живописи;
  • С его помощью создавали надежный и долговечный грунт;
  • Органическая основа для картины ценилась среди выдающихся художников XVI и XVII столетия.

«Зеленые» и защитники животных могут ужаснуться, но нет ничего предосудительного в получении конечного продукта из животной основы. Так было всегда и даже с помощью химической промышленности ситуация еще не скоро кардинально поменяется. Если это вообще когда-то произойдет. А так можете поинтересоваться, .

В наше время для создания грунта чаще пользуются другими основами, но и рецепт применения этого клея еще не забыт.

Для собственного развития стоит поинтересоваться, из чего делали перчаточный клей в прошлом. Сегодня, в домашних условиях, ничего подобного сделать не получится. Нужна полноценная мастерская и большая порция усердия.


Видео: как обойтись без перчаточного клея?

В этом ролике художник Роман Азаров покажет, как делается современная грунтовка холста без помощи перчаточного клея:

После того, как холст был хорошо натянут, его следует проклеить. Цель проклейки:

  • изолировать холст (картон, бумагу, доску) от масляной краски, так как клеевая пленка не растворяется в масле и растворителях. На непроклееной основе масло из краски проникает в целлюлозу, свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле, частично разрушают ее. От этого целлюлоза становится хрупкой и при механических воздействиях легко ломается.
  • если ткань имеет редкое переплетение, то клеевая пленка дополнительно закрывает отверстия между нитями. Это достигается нанесением нескольких проклеек 2-4.

При приклеивании холста ставится задача не промочить (пропитать) его насквозь, а нанести защитную пленку на лицевую сторону. Поэтому используют 5% раствор клея, который при комнатной температуре (20-22) имеет консистенцию холодца, при такой вязкости он незначительно впитается в нити, но достаточно для прочного сцепления с ними.

Остывший, студенистый клей наносят широкой кистью, щеткой или столовым ножом со скругленным концом. Излишки клея сразу снимают с холста ребром ножа или мастихином. При этом следят, чтобы клей не проникал сквозь поры на обратную сторону холста, то есть держать нож нужно более вертикально. Толстые слои проклейки склонны к растрескиванию. После первой проклейки надо дать холсту хорошо просохнуть при комнатной температуре. Ни в коем случае нельзя ускорять просушку нагревом у батареи или на солнце. Располагаться холст может как горизонтально, так и вертикально, главное чтобы воздух поступал равномерно с обеих сторон.

Стоит подчеркнуть, что клей должен содержать пластификатор. Но в некоторых случаях первую проклейку (при очень грубом переплетении нитей со множеством узелков) можно делать вообще без пластификатора - проклеенные узелки становятся более твердыми и легче удаляются.

После первой и второй проклейки высохший холст нужно обработать наждачной бумагой. Шлифовать надо легко, чтобы только убрать волокна, которые выступают "ершом" после проклейки, особенно сильно выступающие узелки можно срезать ножом. Вторую и третью проклейку делают жидким, но не теплыми клеем (20-25 градусов, чтобы не растворять первый слой) и обязательно с пластификатором (не менее 30% глицерина или мед от веса сухого клея). Если все поры холста закрылись (это определяется после первой грунтовки отсутствием белых точек на оборотной стороне холста), то можно считать проклейку удачной. Если все-таки белые точки появились, то для данного типа холста в следующий раз делают еще одну дополнительную проклейку. Это во многом зависит и от качества клея. Лучшие клеи желатиновый (пищевой, технический, фотожелатин) или казеиновый; допустим и столярный клеи, но только лучших мездровых сортов (выпускается в виде полупрозрачных желтовато-коричневых плиток или в гранулах).

Грунтовка холста

Высохший после проклеек холст нужно загрунтовать. Грунтуют холст для того, чтобы создать связующее звено между холстом и красками.

Стоит заметить, что можно писать на проклеенной, но не на загрунтованной основе. Правда со временем, когда краска твердеет (а она твердеть продолжает постоянно - годами), у нее постепенно снижается адгезия (прилипание) к основе, и естественно повышается опасность осыпания красок при сильных изгибах основы. Если не изгибать, не подвергать резким изменениям влажности и хранить в нормальных комнатных условиях, то срок хранения произведений не ограничен. Чем меньше колеблются размеры основы, тем лучше. Так многие художники писали этюды и эскизы к картинам масляными красками на негрунтованной, а только по проклеенной желатином бумаге. В дальнейшем этим работам не придавали никакого значения, периодически уничтожали, как отработанный материал при наведении порядка в мастерской.

Наносить грунт надо флейцем или щеткой или тем же ножом. Ни в коем случае нельзя проводить кистью несколько раз, по одному и тому же месту, иначе грунт отлипнет местами и не даст ровного покрытия. После высыхания первого слоя грунта наносят второй, а если необходимо, и третий, но, следя за тем, чтобы не забивалась фактура холста. Или наносят четвертый, пятый, энные слои, чтобы наоборот смягчить фактуру холста или свести ее почти на нет, если этого требует художественный замысел будущей картины. При этом заполняется только пространство между нитями, а на выступах слой грунта остается тонким. Для равномерного грунтования лучше наносить больше тонких слоев жидким грунтом, чем один - два толстым, густым.

При нанесении ножом, грунт доводят до консистенции сметаны. Сначала флейцем наносится обильный мазок, и затем размазываем его ножом, пока он не закончится. Носик ножа должен идти впереди, тогда масса грунта будет скапливаться внизу для обратного прохода ножа. Поверхность получается практически ровной и не требует дополнительного шлифования.

Грунтовый холст не должен растрескиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.

Поделиться