Стопа у ребенка заваливается во внутрь. Что делать, если вы подвернули ногу. Отсутствие лечения и патологии

Любых родителей с самого рождения малыша беспокоит состояние его ножек, не кривые ли они будут, все ли в порядке со стопами, и будет ли малыш хорошо ходить? Если родителям кажется, что со стопами малыша не все в порядке, они начинают сильно беспокоиться, ведь от здоровья стопы во многом зависит и здоровье всего скелета, особенно позвоночника, красота осанки и возможность активно двигаться. Часто родители сравнивают походку и ножки малышей со взрослыми, и им кажется, что у ребенка проблемы с стопами и походкой, а иногда наоборот, родители предпочитают не замечать, что ребенок ходит как-то не правильно, списывая это на возрастные особенности и формирование ноги. Как же правильно, где грань между нормой и патологией при оценке походки, постановке стоп и решении вопроса о деформациях стопы? Сегодня мы с вами поговорим о такой проблеме, как плоско-вальгусные стопы у малышей.

Что же такое плоско-вальгусные стопы?

Вальгусной деформацией стопы называют такое ее состояние, когда ножка как бы завалена внутрь, и если туго сжать и выпрямить колени ребенка, между внутренними поверхностями лодыжек возникает расстояние более четырех-пяти сантиметров. При таком положении ног пальцы стопы и пятка отклоняются в сторону внешнего края стопы, а внутренний свод стопы как бы заваливается вовнутрь. В результате вальгусной деформации стопы ноги приобретают икс-образную форму, колени резко сходятся между собой внутренними краями. Если же вальгусные деформации стопы сопровождаются еще и снижением высоты свода стопы, тогда идет речь уже о плоско-вальгусной деформации стоп у малышей. Именно подобные аномалии развития стоп и встречаются в детской ортопедии и травматологии.

По данным статистики, практически каждый второй из детей младше пяти лет, который попадает на прием к ортопеду и имеет отклонения в развитии стоп, имеет диагноз плоско-вальгусной деформации стопы. При этом нарушения сопровождаются следующими проявлениями – происходит уплощение продольного свода ножки малыша, формируется вальгусное положение в заднем отделе, при этом передний отдел стопы принимает абдукционно-пронационное положение. Проще говоря, стопа становится плоской, стопа заваливается внутрь, при этом пальцы ноги отклоняются в сторону, что и дает специфический вид ногам и походке малыша. Максимально часто подобная аномалия возникает в дошкольном или же в младшем школьном возрасте, хотя иногда диагноз ставится и неправомочно, когда проблемы и не.

Чем так важен вид стопы?

Особая форма стопы у человека была сформирована веками эволюции именно для того, чтобы поддерживать его в вертикальном положении, при этом распределив нагрузку на тело, учитывая что вес головы человека в сравнении со всеми другими живыми существами значительно больше. Кости стопы многочисленны, они соединяются между собой межкостными и очень прочными связками, что образует достаточно эластичный и подвижный свод стопы, роль которого – поддержание максимально возможной амортизации при осуществлении движений – бега, прыжков, ходьбы. Стопы выполняют роль биологических пружин, не давая телу сильно сотрясаться. Выпуклый свод стопы имеет ориентацию сразу в двух направлениях – в продольном и в поперечном. За счет этого нормальная стопа взрослого человека имеет три точки опоры на стопе – в области головки первой кости плюсны (под большим пальцем), в области пятки и в области пятой кости плюсны (под мизинцем).

У детей свод стопы при рождении не похож на взрослый, у них стопы плоские, без сводов и выпуклостей, и когда ребенок делает свои первые шаги, его стопы еще достаточно уплощены, поэтому и походка ребенка неуверенная и баланс держать сложно. В период первых шагов на стопы малыша ложится достаточно большая нагрузка, что в дальнейшем позволяет ребенку учиться ходить и формировать нормальный свод стопы. Родителям стоит помнить, что не нужно паниковать от того, что походка ребенка в первые годы его жизни неидеальна – его стопа еще растет и формируется, и делать выводов о том, что «у нас плоскостопие», или «у нас косолапость» - нельзя. Это некорректно с точки зрения возрастной анатомии. Уверенная походка и правильный свод стопы будет формироваться у ребенка постепенно, не нужно сразу ставить на ребенке крест в плане дальнейших его возможностей или бежать в магазин за коррекционной обувью.

Обычно жалобы родителей на то, что с ножками ребенка что-то не так, возникают с первых же попыток ребенка ходить. Но в этом возрасте нужно четко различать такое явление как физиологическое уплощение зоны свода стопы, особенно если это малыш до трех лет, развитие уже собственно плоско-вальгусного скашивания стопы, которое потребует уже наблюдения и коррекции со стороны врача-ортопеда. До возраста примерно трех лет на области стоп ребенка имеются особые жировые подушечки, и поэтому, если смотреть на стопу малыша, ее сводов будет не сильно видно. Свод стопы будет контурироваться, если попросить малыша встать на носочки. Костные ткани в области стопы будут формироваться у ребенка примерно до пяти-шести лет, и поэтому только в этом возрасте возникает смысл разговора о том, есть или нет у ребенка деформация стопы, особенно ее плоско-вальгусная форма.

Однако, стоит заметить, что существуют врожденные аномалии стоп с сильным плоско-вальгусным отклонением, и тогда диагноз вальгусных стоп ставится еще с роддома, имеется вертикальный таран, аномалия внутриутробного развития стопы. Но эти аномалии стопы видны невооруженным глазом и они имеются сразу изначально. Чем же плохи плоско-вальгусные стопы кроме непосредственно косметического дефекта? Прежде всего, они приводят к негативному влиянию на позвоночник и его искривлению, постоянным болям в области ног и формированию раннего остеохондроза и артрозов в пораженных суставах. Это существенно ограничивает качество жизни таких детей и выбор ими в дальнейшем профессии.

Причины подобной аномалии стоп

Вальгусная форма деформации стоп может быть у ребенка врожденного и приобретенного характера. При врожденной форме обычно ведущими факторами становятся неблагоприятные факторы, влияющие на развитие формы и взаиморасположения костей в топе, и тогда деформации стоп вальгусного типа могут быть диагностированы или сразу при рождении, или в первые же месяцы жизни малыша. Наиболее тяжелыми и относящимися к истинно врожденным формам можно считать стопу «вертикальный таран» и «стопу-качалку». Приобретение формы вальгусной стопы в детском возрасте связывают с несовершенством связочного и сухожильного аппарата, отклонениями в формировании опорно-двигательного аппарата малыша. Обычно эти отклонения начинают выявляться у детей не ранее года, когда дети делают попытки самостоятельного хождения без опоры.

Вальгусные деформации стоп обычно формируются у детей ослабленных, имеющих диффузную мышечную гипотонию. Причинами такой гипотонии могут становиться недоношенность малыша или перенесенная внутриутробная гипотрофия, гипоксия, а также это может быть результатом врожденной слабости соединительных тканей, при частых заболеваниях в раннем возрасте, особенно если это были ОРВИ, пневмонии и бронхиты. Особенную роль в ослаблении костно-мышечного и связочного аппарата отводят такому заболеванию детей, как рахит. Также нарушение в динамических и статических отношениях мышц и связок возникает при таких патологиях нервно-мышечной передачи как полинейропатия, детский церебральный паралич, полиомиелит и миодистрофия. Вальгусные деформации стопы у малышей в раннем возрасте могут быть результатом избыточного веса и ожирения, что приводит к патологическим нагрузкам на стопу из-за веса тела.

В некоторых случаях вальгусные деформации в области стопы у малышей могут быть результатами травм мышц, связок или костей в области голени и стопы, длительного обездвиживания ноги гипсом или повязкой. Еще реже подобные вальгусные деформации возникают у детей при дисплазии и врожденном вывихе бедра. А еще – и на это нужно обращать внимание всем родителям, причинами вальгусной деформации стоп у малышей могут быть раннее начало хождения, когда родители ставят детей на ножки чуть ли не в 5-6 месяцев и водят их за ручки, имитируя то что ребенок якобы хочет ходить! Также могут повлиять на формирование вальгусной стопы слишком мягкая и плохо фиксирующая ножку некачественная обувь для первых шагов.

Если мышечный тонус у ребенка ослаблен, а его при этом еще и ставят на ножки и заставляют ходить, под тяжестью собственного веса своды стопы уплощаются и слабые связки сильно растягиваются, стопа запоминает такое патологическое положение, ослабляются связки области большеберцовых мышц, ослабляются связки в области пальчиков на стопе. И после таких форсированных нагрузок стопа уже не может формироваться правильно. Подумайте об этом, перед тем как ставить ребенка на ноги и водить его за ручки и якобы «ходить». При вальгусной деформации стопа у детей смещается вовнутрь, к голеностопному суставу, при этом пятка и пальцы разворачиваются кнаружи.

Девчонки нашла на одном из форумов пост девушки о выборе детской обуви. Но интересен не сам пост, а комментарий протезиста-ортопеда к нему. Знаю, что многие из нас переживают о ножках наших детишек. Очень рекомендую к прочтению.

Комментарий протезиста-ортопеда в конце!!!

Хирурги-ортопеды и педиатры рекомендуют родителям начинающих ходить малышей приобретать на «первые шаги» ортопедическую обувь. Ортопедическая детская обувь способствует правильному формированию детской стопы, правильной походке и осанке.
Специалисты поясняют, что правильно подобранная детская обувь в значительной степени способствует профилактике плоскостопия и предотвращает другие заболевания ног.

Плоскосто́пие - изменение формы стопы , характеризующееся опущением её продольного или поперечного сводов (это две формы плоскостопия, они могут сочетаться). У всех малышей до 2-3 лет продольный свод стопы плоский и это абсолютно нормально, т.к. стопа малыша только начинает формироваться и приобретает «нормальные» очертания и контуры примерно к 3 годам. У взрослого человека в норме своды (арки) стопы вогнуты и упруги, у маленького ребенка на месте свода жировая подушечка, дающая очертания плоской стопы.

Стопа формируется и приобретает классический вид к 5-6-7-8 годам, иногда позже. До 5-7 летнего возраста, пока у ребенка формируются кости стопы, диагноз «плоскостопие» не ставится.
Малышу может быть поставлен диагноз плоско-вальгусная установка стоп (один из самых распространенных диагнозов у детей до 5 лет) и варусная установка стоп. Можно сказать, что эти диагнозы говорят о предрасположенности к плоскостопию.
Плоско-вальгусная (х-образная) установка стоп – пятка отклонена наружу, стопа наклонена внутрь. Внутренний край обуви при такой деформации стирается.Варусная установка стоп (о-образная), когда стопа наоборот завалена наружу (похоже на косолапость). Внешний край обуви при такой деформации стирается. Подобные заболевания чаще встречаются у физически ослабленных, часто болеющих детей, поэтому в первую очередь родителям стоит заняться общим укреплением здоровья и закаливанием.
Если ребенок физически активный, не жалуется на боль в ногах, обувь малыша с внутренней или внешней стороны сильно не стирается, то не стоит чрезмерно и заранее волноваться по поводу плоскостопия. Во многих других странах подобные диагнозы вообще не рассматриваются как серьезные.

Помимо специальной ортопедической (профилактической и лечебной) обуви и стелек, отличной профилактикой плоскостопия являются:
- хождение босиком по ковру с жестким ворсом, летом по песку, мелким камушкам, травке и другой неровной и негладкой поверхности;
- массажные дорожки (коврики);
- катание на велосипеде (по возможности босиком или в носочках);
- лазание по шведской лестнице;
- массаж и специальные упражнения.

Неважно, какую обувь вы выберете для своего ребенка, ортопедическую или анатомическую, для правильного развития детской ножки ВАЖНО, чтобы обувь была достаточно легкой, удобной и хорошо фиксировала ногу.

Для здоровья детских ножек главное правильно подобрать обувь.
1. Новая обувь должна быть на 0,5-1 см длиннее стопы (зимняя с учетом теплого носка).
2. Обувь должна хорошо облегать стопу с учетом анатомических особенностей, это позволяют добиться застежки-липучки и шнурки . Да и малыши быстрее учатся самостоятельно расстегивать, а позднее застегивать такие застежки. Липучки значительнее удобнее классических пряжек и молний для ребенка.
3. Наличие формованного жесткого задника , он должен представлять собой единую часть без швов и складок. Для самых маленьких задник должен быть достаточно высокий – это обеспечивает хорошую фиксацию стопы.
При наличии такого задника и застежек носовая часть (мысок) на детских сандаликах может быть открытой. Но туфельки «для первых шагов» желательно все-таки приобрести с закрытым носом (круглой формы!), т.к. малыши часто цепляются, спотыкаются, стукаются о предметы ножками.
4. Обувь должна облегать ногу, но не быть слишком узкой, это может привести к деформации стопы, пальцы ног должны свободно двигаться.
5.Подошва должна быть нескользящая, с небольшим каблуком-подъемом (для малышей высота каблука рекомендуется 5-7 мм, для детей старше двух лет 1-1,5 см), подъем должен занимать по длине подошвы не менее 1/3. В таких туфельках малыш не будет шаркать, заваливаться, такой подъем пятки способствует равномерному распределению веса по всей стопе.
6. Материал подошвы должен быть достаточно плотный, но гибкий в тех местах, где сгибается ступня. То есть, подошва должна быть жесткая в задней части и податливая в носовой, НО не гнуться пополам! На подошве детской обуви не должно быть глубоких рельефов (рисунков).
7. Натуральная кожа – идеальный материал для детской обуви. В качестве альтернативы – обувь с текстильным верхом и кожаная внутри. Кожзаменитель, резина – очень плохо пропускают воздух.
8. Любопытное наблюдение - обувь из красной кожи и замши даже известных производителей часто пачкает, когда влажная. Поэтому для малышей, которые могут «упустить» в штанишки обувь ярко-красного цвета не рекомендую. Краситель может пачкать носки, колготки и одежду, если малыш присядет на корточки.
Если все-таки остановили свой выбор на красных ботиночках и туфельках, хорошенько потрите кожу влажной салфеткой (носовым платком), если на ней останется след значит, обувь будет пачкать.

Большинство родителей (и я когда-то относилась к их числу) считают, что главное в ортопедической детской обуви это супинатор (иногда неправильно называют ступинатором). Во-первых, этот холмик на подошве (стельке) правильно называется подсводник. Во-вторых, настоящий твердый подсводник бывает только в корректирующей ортопедической обуви (подбирается по назначению врача-ортопеда). Кстати, если в обуви твердый подсводник и он находится не на месте (например, обувь велика) – это очень плохо и может серьезно сказаться на формировании стопы. В-третьих, подсводник (подушечка-супинатор) в условно-ортопедический обуви легко проминается нажатием и в большинстве случаев совсем не большой, поэтому имеет легкий профилактический эффект.
Кроме того, существует мнение, что большой супинатор (высокий и твердый подсводник) может мешать нормальному формированию стопы. У малышей вместо супинатора функцию амортизатора выполняет жировая подушечка расположенная на месте свода (арки) стопы. Подсводник должен быть мягким и гибким, чтобы сжимался и распрямлялся под давлением ноги. Стопа должна сама работать и у нее должен быть стимул для правильного формирования.

Если не брать в расчет подсводник, большинство ортопедической обуви фактически можно назвать анатомической. Поэтому, выбирая ребенку обувь, надо в совокупности смотреть на вышеперечисленные моменты: правильный изгиб подошвы, формованный жесткий задник, хорошую фиксацию. Стелька может быть съемная, иметь многослойную дышащую структуру, но в любом случае она (внутренняя поверхность обуви) должна быть практически плоской, не считая подсводника, иногда имеется подъем по внешней окантовке стельки. Стелька может иметь изгибы, но не должна быть сильно изогнутой.

Селеверстова Елена Александровна, член Всероссийской Гильдии протезистов-ортопедов (13.12.2010)
Уважаемая Анна! Хочу, в качестве протезиста-ортопеда, последовательно прокомментировать Ваши материалы по поводу правильного подбора родителями детской обуви.
1. Хирурги и ортопеды должны рекомендовать детям ортопедическую обувь только в случае обнаруженных ортопедических проблем. В остальных случаях дети нуждаются в обуви обычной, но имеющей элементы конструкции, предохраняющие детские стопы от развития патологий.
2. По поводу Вашего описания обуви для здоровых ножек у меня, в основном, нет вопросов. Затрону 2 момента: а) задники - это жесткие детали, вставляемые между верхом и подкладкой в задней (пяточной) части обуви. В обычной детской обуви берцы могут быть любой высоты, но задники в высоту не должны превышать высоты пяток, даже в детской обуви для самых маленьких детей. Задники должны хорошо охватывать пятки, но не должны быть высокими, чтобы не заставлять ахиллово сухожилие работать с избыточным напряжением при сгибании стопы в голеностопном суставе. Высокие жесткие задники нужны исключительно в детской ортопедической обуви, если у ребенка обнаружен крайне вялый или повышенный тонус мышц и связок в области голеностопных суставов; если ребенок ходит не с пятки на носок, а на носках или с носка на пятку, как при ДЦП, т.е., если необходимо нормализовать стереотип походки. А вот по внутренней боковой поверхности обуви задники в обычной обуви для малышей должны быть удлиненными до начала 1-го пальца. В сочетании с работой правильных застежек обувь с жесткими удлиненными задниками будет предохранять стопы детей от развития плоскостопия.
3. Следующее замечание, пожалуй, наиболее существенное. Оно относится к супинаторам в детской обуви, так полюбившимся родителям и некоторым ортопедам. Кстати, в формальной терминологии нет понятия «условно-ортопедическая» обувь. Обувь может быть или ортопедической, или обычной, т.е. не ортопедической. Обычная обувь по своей конструкции может быть более правильной (выбирайте на Ваш вкус варианты: рациональной, профилактической, анатомической) или менее правильной, что зависит от уровня профессионализма и уровня совестливости производителя обуви. Ортопедическая обувь делится на малосложную и сложную обувь. До начала развития капитализма в России любая ортопедическая обувь изготавливалась по заказам пациентов. И это было правильно. Вне зависимости от степени тяжести ортопедических проблем, особенности проявления этих проблем многообразны и отличаются у каждого пациента. Как нельзя лечить все болезни одной касторкой, так нельзя всем детям рекомендовать одинаковую ортопедическую обувь. Вы верно отметили, что здоровому ребенку, в принципе, супинаторы внутреннего продольного свода в обуви не нужны. А если они есть, то должны быть совсем невысокими и упруго-мягкими. От таких супинаторов не будет вреда, но и особой пользы. Но далее Вы говорите о высоких и жестких супинаторах, которые имеются в большинстве моделей массовой малосложной ортопедической обуви. Вы озабочены тем, что эти супинаторы не всегда располагаются в правильном месте. Хочу Вас спросить: «А как это, по Вашему мнению „подсводник в правильном месте?“. Предлагаю Вам и родителям ответ на этот вопрос. Вы верно, Анна, сказали, что наиболее частая ортопедическая проблема у детей - плоско-вальгусные стопы. Вы наблюдаете у ребенка отклонение пяток наружу и завал стоп внутрь. Открою секрет: в состоянии опоры (при стоянии и ходьбе) стопы валятся внутрь в области сочленения пяточной, таранной и ладьевидной костей, т.е. анатомически - в задней!!! трети стоп. Это значит, что успешная коррекция проблемы и эффект реабилитации может быть достигнут только, если приподнимать и поддерживать стопу в задней её трети - супинатором заднего!!! отдела стопы. А под внутренним продольным сводом, особенно ближе к пальцам, не должно быть высокой и жесткой подпорки. Стопа человека от природы получила возможность справляться с ударными опорными нагрузками благодаря наличию рессорной функции. Эту рессорную функцию должна обеспечивать система из костей, мышц, связок и сухожилий, из которых сформирован продольно-поперечный свод, упруго работающий под тяжестью тела. Грубо подпирая внутренний продольный свод, препятствуя его работе, можно успешно достигнуть обратного эффекта - развития плоскостопия. Кстати, детям, как правило, особенно малышам, диагноз „плоскостопие“ врачи изначально не ставят. Подвижный аппарат стопы ребенка редко показывает признаки типичного плоскостопия, когда стопа под тяжестью тела проваливается сверху вниз. В абсолютном большинстве случаев у детей при ходьбе наблюдаются более динамичные проявления патологических состояний стоп. Наблюдаются: завалы стоп внутрь или кнаружи, отведение и приведение передних отделов относительно задних, приподнимание краев стоп и др. Все эти признаки наблюдаются у детей в разных вариантах и количестве. Поведение и положения правой стопы также может отличаться от поведения и положений стопы левой. Если у Вас имеются сомнения по поводу ортопедического благополучия Вашего ребенка, обязательно обратитесь к ортопеду, найдите грамотного специалиста. По моему опыту, наибольшего эффекта можно достичь, применяя в любой правильной обуви (обычной или малосложной ортопедической) стельки ортопедические индивидуальные, изготовленные с учетом конкретных проблем пациентов.
Анна, названные Вами марки обуви не вызывают нареканий, хотя повторю: »Следует выбирать не марку, а конкретную модель обуви». Кстати, на Вашем фото ножки ребенка в не совсем правильных сандаликах. Известно, что маленькие дети ходят, имея большой упор на первый палец (посмотрите, в каком месте больше всего затёрты и запачканы стельки в детской обуви). Структуры передних отделов у малышей несовершенные и работают в избыточно активном движении. Было бы гораздо более правильным надеть малышу сандалики, в которых, помимо застежки через голеностопный сустав, была бы застежка в один, а лучше в два ремешка по тылу стопы. Фиксируя передний отдел стопы, можно существенно помочь ребенку в освоении процесса ходьбы и способствовать правильному развитию ребенка.
Анна! На этом заканчиваю обзор Вашей статьи. Надеюсь, что Вам и родителям она покажется не бесполезный. Готова отвечать на другие вопросы по теме.

Как победить косолапость

Проблемой косолапости у детей я заинтересовался давно. О ее актуальности говорит тот факт, что чуть ли не у каждого третьего ребенка или неправильная осанка, или неправильная походка. Хотя с косолапостью у новорожденного справиться проще, тем не менее и в 7–15 лет можно добиться хороших результатов. Но это серьезный труд, и в первую очередь для родителей. Вам предстоит сотворить чудо, только ваше искреннее желание и упорство сможет помочь вашему ребенку. Готовьтесь к тому, что заниматься с ребенком предстоит не один месяц. Возраст, о котором я пишу (от 7 до 15 лет) имеет ряд преимуществ. В это время дети уже сознательные личности, способные мыслить и рассуждать, понимать, что справиться с косолапостью нужно в первую очередь им самим. Основная сложность – это уже сложившаяся привычка ставить ноги неправильно. С этой привычкой мы и будем бороться

Как увидеть проблему?
Проще всего посмотреть на следы, которые оставляет ваш ребенок на неглубоком снегу. У ребенка, не страдающего косолапостью, следы будут параллельны друг другу, лишь слегка разведены мыски ног.
Обратите внимание, как по утрам ваш полусонный ребенок «шлепает» в ванную комнату, как стоит, когда чистит зубы. В это время он совершенно расслаблен и не следит за собой.
Внимательно присмотритесь к нему в игре, когда он увлечен и естествен. Например, во время игры он бежал, а потом резко остановился. Как стоят его ноги?

Что нужно знать?
1. Если ребенок при ходьбе «загребает» ногой (одна из стоп повернута в сторону другой стопы) или стоит, как косолапый мишка, – это не только проблема голеностопа. Проблема может за­ключаться в шейном отделе позвоночника (сколиоз) и даже в ухудшении зрения.
2. Позвоночник и суставы – это шарниры, приводимые в движение мышцами. Как правило, при наличии косолапости мышцы развиваются неправильно, асимметрично, неравномерно. Некоторые мышцы перенапряжены и зажаты, их необходимо расслаблять (между прочим, в результате может уйти масса проблем: головные боли, плохой сон и т.п.), а плохо развитые мышцы нужно подкачать, потренировать, заставить работать правильно. В 7–15 лет организм еще продолжает расти, формируются костяк и суставы, а деформации и искривления происходят там, где нет сопротивления мышц или они сокращаются неравномерно.
3. Косолапые дети часто при ходьбе не только неправильно ставят стопу, но и делают неправильный посыл ноги от бедра. В результате колено «смотрит» во внутреннюю сторону, и кажется, что при ходьбе ноги «иксят».
Помните, что косолапость, плоскостопие, сколиоз – это все звенья одной цепи.

Что делать?
Вы увидели проблему и поняли, что ее надо решать.

1. Обсудите проблему в кругу семьи. Попытайтесь придумать игру, которая поможет ребенку обращать внимание на постановку ног.

2. Поговорите с ребенком, разъясните и покажите его ошибки. Желательно, чтобы это сделал человек, которого ребенок уважает, к чьему мнению прислушивается.
3. Теперь попытайтесь прочувствовать проблему. Попробуйте пройтись так, как ходит ваш ребенок, почувствуйте то ощущение, которое он испытывает при ходьбе.
4. Определите мышцы, которые заставляют ребенка косолапить. Для этого нужно лечь на живот так, чтобы ноги выступали за пределы кровати до середины голени. Сделайте движения мыском ноги от правильной постановки ноги к неправильной. В положении лежа все ваше тело расслаблено, меняя положение стопы, вы по­чувствуете, какие мышцы работают особенно сильно. Эти мышцы вам следует найти у ребенка и начать расслаблять их. Из своей практики могу сказать, что чаще всего это мышцы спины в поясничном отделе. У нетренированных детей проблемные мышцы особенно напряжены, и вы их без труда нащупаете.
5. И главное – проконсультируйтесь с врачом-ортопедом. Косолапость может быть врожденной или приобретенной. С врожденной косолапостью может справиться массажист, а бороться с приобретенной косолапостью нужно комплексно, используя труд массажиста, тренера, психолога. Но главными в этой борьбе останетесь вы, родители.

Примеры для понимания
Допустим, у ребенка близорукость, из-за этого у него появляется целый ряд бессознательных привычек. Приглядываясь, ребенок вытягивает шею вперед. Теперь попробуйте стать ровно, выпрямить спину и повторить действия близорукого человека, а именно: вытяните шею чуть вперед. При нормальной стойке вы начнете терять равновесие и падать. А чтобы не потерять равновесие, вы будете вынуждены поменять положение ног – повернете мысок стопы внутрь. Это и есть классическая стойка косолапого человека.
То же касается сколиоза и прочих искривлений. Дело не в том, что ребенок не хочет ставить ногу правильно, ровно держать спину, – он просто не может это сделать. Ведь в силу целого ряда причин его мышцы уже развиты так, что не дают ему возможности сидеть, стоять и ходить по-другому.
Даже если ребенок с вашей помощью или самостоятельно следит за ногами и исправляет их положение, этого недостаточно. Как только он отвлечется, задумается, его мышечная память сразу уничтожит все ваши усилия. Но это не значит, что вы проиграли, отнюдь. Нужен очень сильный мотив, стимул. Вылечить косолапого ребенка – как выиграть бой с неравным противником и выиграть красиво, хитро. Давайте же начнем хитрить! Обманем привычки и вместе выработаем новые, а мышцы разовьем и потренируем.

Игра на внимательность
Ребенок должен обязательно включиться в процесс увлечения. Он должен понимать, что в первую очередь ему нужно быть здоровым и красивым, а для этого он должен сам следить за своей походкой. Я предлагаю ребенку игру на внимательность, например, как только он видит красную машину, то сразу же смотрит на ноги. Если в этот момент он идет или стоит неправильно, положение ног надо поменять на правильное. И вы включайтесь в эту игру. Ребенок будет знать, что вы тоже следите за машинами, а следовательно, и за его ногами, это его дисциплинирует.

Ошибся – изволь отжаться!
Вы объясняете ребенку, что будете помогать ему следить за правильностью выполнения упражнений. Как только ребенок допустит ошибку, вы хлопаете в ладоши, и он должен, например, пять раз отжаться. Но, если он сам заметил ошибку и хлопнул, отжимания отменяются. Таким нехитрым способом можно отучить ребенка и чавкать, хлюпать, говорить слово «блин»...
Прием очень действенный, только не давайте слабину. Уговор дороже денег. Объясните ребенку, что отжимания – это не наказание, а дополнительные упражнения, которые помогут ему стать сильнее, но выполняет их ребенок только за невнимательность.

Мечта – серьезный мотив
В детстве я тоже косолапил и помню, как за меня взялись родители. Как и многие мальчишки, я хотел служить в армии. У меня была каска со звездой и автомат отечественной фабрики игрушек. Я гордился всем этим и потешал взрослых, косолапо маршируя по комнате. Я пол­ностью игнорировал замечания родителей и упрямо ставил ноги как хотел. И тогда отец серьезно заявил, что я могу сдать свой автомат, потому что косолапых в армию не берут. У меня появилась серьезная мотивация исправить походку, и уже через несколько месяцев я ходил правильно. Я хотел быть солдатом, и какая-то косолапость не могла встать на моем пути.

Массаж
Желательно перед началом домашних упражнений или тренировки в спортзале расслабить проблемные мышцы, которые вы уже научились находить.
Купив литературу по массажу, вы ознакомитесь с приемами и правильностью их выполнения. Меня 15 лет назад учили по В.И. Васичкину. Я делаю массаж спины и ног детей, акцентируя внимание на расслаблении проблемных мышц. Вам также помогут книги Ирины Красиковой «Детский массаж», «Плоскостопие», где вы найдете не только приемы массажа, но и ряд упражнений.

Упражнения
Хорошо, если у вас есть возможность заниматься в спортзале, но это не обязательное условие. Можно заниматься на улице, в лесу, на даче и, конечно, дома. Вы должны разработать упражнения, систематизировать их и постепенно увеличивать нагрузку. Можно поговорить с учителем физкультуры в школе, и он подскажет некоторые упражнения для ребенка.
Когда вы поняли, что нужно делать, и разъяснили это ребенку, начинайте делать упражнения вместе с ним. На второе занятие возьмите видеокамеру и снимите неловкие движения вашего ребенка.
Через 5–7 занятий вы получите первые результаты. Покажите ребенку видеозапись занятий. Обычно детям нравятся их успехи, они гордятся собой и с большим рвением стремятся вперед. Но не обольщайтесь, вы только в начале пути. Не забывайте хвалить и стимулировать ребенка.
Итак, вы начали заниматься. Желательно, чтобы ребенок был максимально сосредоточен на том, что он делает. Сначала пробежим несколько кругов, это разогреет мышцы, а главное – поможет увидеть проблему еще раз, особенно на поворотах. С этого дня ваш ребенок больше не будет бегать, как ему удобно. Теперь он будет учиться бегать и ходить по-новому.
При беге не нужна скорость, главное – правильно ставить ноги. На следующем занятии вы вводите систему «дополнительных упражнений» за невнимательность и неправильную постановку ног (помните те самые хлопки и отжимания). Первые несколько недель вам предстоит внимательно наблюдать за тем, что делает ребенок, потирая ладони от готовности хлопнуть в них.
Когда вы заметили, что ошибок стало меньше, предлагайте ребенку следующее упражнение: поднять руки к груди, сжать кулаки и во время бега покрутить кулаки перед собой. Для начала крутить кулаки можно только в одну сторону, например, на себя, а через несколько занятий упражнения усложняются и чередуются – 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую. При этом вы увидите, что все предыдущие успехи, достигнутые в борьбе с косолапостью, канули в Лету. Не беда, несколько занятий – и ваш ребенок справится с поставленной перед ним задачей – отжиматься-то неохота.
Бег, ходьбу по залу вы разбавляете прыжками на мысочках. Постановка ног при этом должна быть в стиле Чаплина. В таком положении ноги должны отрываться от пола и в таком же положении приземляться. Хорошо такой походкой подниматься по лестнице, желательно повыше и регулярно. Добавьте к упражнениям ходьбу «гусиным шагом», прыжки из положения «сидя на корточках» и тому подобное. Или предложите ребенку представить, что он несет большой и тяжелый арбуз. Арбуз настолько тяжелый и большой, что ребенок вынужден идти, что называется, «на полусогнутых», а до конца зала ему надо донести арбуз побыстрее, но не бежать.
Включите упражнения по вращению стопы кнаружи в любых вариантах. Отличная корригирующая поза – «сидя между пятками». Ребенок стоит на коленях, стопы разведены в стороны носками врозь. Надо медленно опуститься и сесть между пятками.
Необходимо включить упражнения на растяжку, а также статические упражнения, например, такие, как «стойка всадника»: ноги ставят чуть больше чем на ширину плеч, и при ровной, прямой спине ребенок опускается в положение полусидя, руки можно вытянуть вперед, а стопы должны быть параллельны друг другу. Продолжительность упражнения: 15 секунд – замираем в позе всадника, 5 секунд – отдых. Повторяем пять раз. Любой из ваших знакомых, занимавшийся карате или другими единоборствами, покажет вам это упражнение и упражнения на растяжку.
Будет совсем не лишним включить упражнения на вытягивание позвоночника, тем самым мы разгрузим спину. Встаньте, пятки вместе, носки врозь, спина прямая. Руки опустите вниз, скрестите пальцы и переверните кисти так, чтобы ладони смотрели вниз. Не разжимая пальцев, поднимите руки вверх. Теперь представьте, что вы – растение, которое стремится к солнцу, и, чуть раскачиваясь, не отрывая пяток, начинайте тянуться вверх. Тянитесь, насколько это возможно. Затем потихоньку начинайте отрывать пятки от пола и тянитесь дальше. Достигнув предела, поочередно опускайте пятки, при этом руки продолжают тянуться вверх. Все это делаем неторопливо, медленно. Попробуйте сами и включите это упражнение в ваши занятия с ребенком.
Открою вам свой фирменный секрет. К раме велосипеда ребенка привяжите пластиковую бутылку так, чтобы она была на уровне колен. Тогда при кручении педалей бутылка будет мешать ему сводить ноги. Просто и эффективно.
Обратите внимание на обувь, в которой ходит ребенок, часто именно она заставляет ставить ноги неправильно.
Если у вас есть возможность, увлеките ребенка скейтбордом или сноубордом. Эти виды спорта не дадут шансов косолапости.
Итак, вы добились успехов. Теперь отведите ребенка в спортивную секцию или танцевальный кружок. Любой результат нужно закрепить.

Обращение к родителям
Моя формула решения такова: вы заметили проблему, проконсультировались с врачом, тренером, массажистом, начали вырабатывать новые привычки, расслабили напряженные мышцы и нагрузили мышцы-антагонисты, заставили ребенка поверить, что у него все получается отлично. Теперь вы открыли вашему чаду дорогу в спорт и здоровую жизнь.
Пусть ваши дети будут всегда здоровы, красивы, сильны!

Одной из самых распространенных причин болей в ногах и повышенной утомляемости является плоско-вальгусная деформация стоп. Считается, что плоскостопие – это проблема детского возраста, но примерно 15% взрослых людей имеют эту патологию. И одной из разновидностей плоскостопия является плоско-вальгусная стопа. Это самая распространенная форма деформации ступней у детей и взрослых. Патология возникает по разным причинам, а при прогрессировании причиняет человеку большой дискомфорт.

Чаще всего встречаются плоско-вальгусные стопы у детей и женщин после 30 лет. Полностью избавиться от патологии можно только до окончательного формирования ступни – примерно до 12-14 лет. Позже возможно только облегчить состояние пациента, остановить прогрессирование деформации и предотвратить осложнения.

Общая характеристика

Плоско-вальгусная деформация стоп – это патологическое положение ступней, в результате которого снижается высота сводов и искривляется ось голеностопа. При ходьбе человек опирается на внутреннюю поверхность стопы, а пальцы и пятка оказываются вывернуты наружу. В результате ступни в сомкнутом состоянии приобретают X-образное положение.

Чаще всего вальгусная постановка стоп встречается у детей. При этом деформация редко бывает очень сильной, а при своевременном лечении исправляется довольно быстро. Но встречается патология также у взрослых, в основном у женщин. Это связано с особенностью строения связочного аппарата и с ношением неудобной обуви. Так как взрослые люди реже по этому поводу обращаются к врачу, эта патология приводит не только к заваливанию стопы внутрь. Постепенно происходит деформация большого пальца с образованием уродливой шишки. Поэтому в народе такую патологию еще называют «косточкой».

Причины

Довольно часто плоско вальгусная установка стоп имеет врожденный характер. Ребенок может уже рождаться с деформированными ножками. Или же из-за аномалий внутриутробного развития у него наблюдается слабость мышечно-связочного аппарата. Поэтому при постановке малыша на ножки стопа деформируется, так как слабые связки не могут удерживать ее в правильном положении. Чаще всего такое случается у ослабленных, недоношенных детей, которые часто болеют простудными или вирусными заболеваниями.

Причинами появления такой деформации у детей может быть также рахит, полиомиелит, дисплазия тазобедренных суставов, различные эндокринные патологии или врожденные аномалии развития соединительной ткани. Деформироваться стопа может также у малышей, которых рано ставят на ножки. Довольно распространенная причина такой патологии – это неправильный выбор обуви. Малышам недопустимо ходить в мягкой обуви совсем без каблука, без задника.

Среди взрослых людей наиболее подвержены вальгусной деформации женщины, так как они часто носят неудобную обувь, узкую спереди и на высоком каблуке. В результате при ходьбе большая нагрузка приходится на передний отдел стопы, нарушается кровообращение и ослабляется тонус связок, поддерживающих продольный свод. Особенно недопустимо носить такую обувь для подростка, у которого еще не сформированы полностью структуры стопы.

В группе риска по развитию этой патологии находятся также люди, вынужденные длительное время проводить на ногах. Это продавцы, учителя, парикмахеры, танцовщицы. Тяжелый физический труд, поднятие тяжестей, долгая ходьба – все это вызывает повышенные нагрузки на стопу. Но малоподвижный образ жизни также может спровоцировать вальгусную деформацию. Ведь при ослаблении мышц и связок из-за недостаточной физической нагрузки они не могут поддерживать стопу в правильном положении.


Частое ношение узкой обуви и высоких каблуков приводит к развитию вальгусной деформации

Кроме того, есть другие причины плоско-вальгусной деформации:

  • частые травматические повреждения нижних конечностей;
  • дегенеративно-дистрофические изменения в суставах;
  • избыточный вес;
  • заболевания вен нижних конечностей;
  • длительное хождение в обуви на плоской подошве;
  • артриты, артрозы, остеопороз, подагра;
  • продольное плоскостопие;
  • гормональный дисбаланс в организме во время беременности или менопаузы;
  • сахарный диабет, заболевания щитовидной железы;
  • неврологические патологии и болезни, вызывающие паралич мышц.

Разновидности

В зависимости от причины развития патологии выделяют паралитическую, рахитическую, травматическую, врожденную и статическую вальгусную деформацию. Кроме того, различают три степени развития патологии.

  • При вальгусной деформации 1 степени внешних признаков почти не заметно. Пациент хорошо себя чувствует и редко обращается к врачу. Тревожными признаками болезни являются боли и дискомфорт после длительной ходьбы. Вылечить патологию на этой стадии еще легко.
  • 2 степень характеризуется видимыми изменениями формы стопы. Уже сложно подобрать обувь, невозможно ходить на высоких каблуках. У взрослых на этой стадии сильно выпирает косточка около большого пальца, а у детей стопа становится почти плоской и заваливается внутрь.
  • При 3 степени деформации стопа приобретает уродливую форму. У взрослых это особенно заметно по искривлению пальцев, которые наклоняются и деформируются. Боли наблюдаются почти постоянно, дискомфорт испытывается даже в мягкой обуви. На этом этапе лечение возможно только с помощью операции.


Кроме распластывания стопы и заваливания ее внутрь, у взрослых характерным признаком патологии является образование шишки у большого пальца

Как проявляется

Плосковальгусная деформация стоп имеет четко видимые признаки. Поэтому опытный врач может поставить диагноз уже при внешнем осмотре пациента. Самый главный признак патологии – Х-образное положение ног. При соединении коленей лодыжки отстоят друг от друга не менее чем на 4 см. Кроме того, в положении стоя человек опирается на внутреннюю поверхность ступни.

Но при плоско-вальгусной стопе есть также другие признаки, по которым пациент может определить наличие патологии. Необходимо обратиться к врачу, если появляются такие симптомы:

  • боль в ступнях после длительного стояния или ходьбы;
  • отеки, тяжесть в ногах;
  • нарушение походки;
  • невозможность носить высокий каблук;
  • проблемы в выборе обуви;
  • стаптывание внутреннего края обуви;
  • неправильное положение первого пальца ноги;
  • частое онемение, ощущение бегающих мурашек на коже;
  • появление мозолей, натоптышей, потертостей;
  • быстрая утомляемость ног;
  • судороги.


Кроме внешних признаков, проявляется плоско-вальгусная деформация быстрой утомляемостью ног и болями в стопах

Особенности патологии у детей

От рождения и примерно до 3 лет стопы у всех детей плоские. Роль амортизатора в них играет жировая подушечка на подошве. Но у ослабленных, недоношенных детей, часто болеющих заболеваниями дыхательных путей или имеющих патологии соединительной ткани, развивается слабость связочного аппарата. Поэтому при ранней постановке на ножки или при использовании слишком мягкой обуви стопа начинает деформироваться. У ребенка развивается вальгусное плоскостопие. Чаще всего этот диагноз ставится после года, когда малыш начинает ходить. Исправить деформацию в этом случае довольно легко с помощью консервативных методов.

В более редких случаях патология начинает проявляться после 5 лет или же в подростковом возрасте. Это уже связано с повышенными нагрузками на ноги, травмами, неправильным выбором обуви или с развитием эндокринных заболеваний. Вылечить вальгусную деформацию после 10 лет намного сложнее, патология чаще вызывает осложнения. Х-образное искривление ног и снижение амортизационных функций стопы приводит к развитию патологий коленных и тазобедренных суставов, к искривлению позвоночника.

Еще реже – примерно в 10% случаев патология диагностируется уже у грудничка, так как имеет врожденный характер. При этом основным методом лечения становится иммобилизация стоп в правильном положении с помощью гипсовой повязки.


У взрослых деформация стопы и пальцев проявляется сильнее, а исправить ее намного сложнее

Проявление патологии у взрослых

Если у детей плоско-вальгусные стопы исправляются легко, так как опорно-двигательный аппарат еще формируется и не закончено окостеневание, то у взрослых вылечить патологию намного сложнее. Чаще всего консервативные методы помогают только снять дискомфорт и боль, а деформация исправляется оперативным путем. Правда, возможна еще коррекция формы стопы с помощью специальных фиксаторов или ортопедической обуви, но такие методы помогают только остановить прогрессирование патологии.

Особенностью вальгусной деформации у взрослых является также то, что кроме распластывания стопы и приобретения Х-образной формы, сильно меняется форма пальцев. Прежде всего, искривляется большой палец. Он отклоняется от своей оси, наклоняясь к остальным. В результате его сустав начинает выпирать, образуя шишку. Она раздражается обувью и воспаляется. Постепенно, если патологию не лечить, палец искривляется еще больше, он давит на остальные, вызывая и их деформацию. Второй палец приобретает молотообразную форму, тоже искривляется. При тяжелой степени деформации стопа приобретает уродливые формы.

Диагностика

Обычно предварительный диагноз врач ставит уже при первом осмотре. Но для его подтверждения, а также для исключения других патологий обязательно проведение обследования. Прежде всего, делается рентген в трех проекциях. Это позволяет подробно рассмотреть состояние костей стопы и оценить степень деформации. Рентген также показывает наличие сопутствующих патологий костей и суставов: артроза, воспаления надкостницы, кисты, асептического некроза.


Рентгенография наглядно показывает степень деформации стопы

Кроме этого, врач может назначить ультразвуковое обследование. А для установления степени деформации применяется компьютерная подометрия и плантография. Эти методы помогают выяснить, насколько стопа уплощена, какова степень искривления пальцев. Это помогает врачу выбрать более эффективные методы лечения.

Как лечить

Лечение вальгусной деформации необходимо начинать как можно раньше. Хотя полностью вернуть стопе ее форму и функции удается только в детском возрасте. Но правильно выбранная терапия поможет остановить деформацию, а также уменьшит болевые ощущения.

Чаще всего применяются такие методы:

  • массаж;
  • специальная зарядка для ног;
  • физиопроцедуры;
  • ношение ортопедической обуви;
  • противовоспалительные или обезболивающие мази.

При такой деформации в первую очередь рекомендуется обратить внимание на обувь. Если она узкая, жесткая, сделана из некачественного материала, то дискомфорт при ходьбе будет усиливаться. Поэтому рекомендуется использовать специальные ортопедические стельки , которые будут поддерживать своды стопы и предотвращать заваливание ее внутрь. Но для взрослых, особенно при появлении косточки на большом пальце, этого мало. Необходимо приобрести специальную ортопедическую обувь, которая снизит болевые ощущения. А в последнее время вместо стелек иногда применяют тейпирование, фиксируя стопу в правильном положении специальными липкими эластичными лентами.

Лечебная гимнастика помогает откорректировать деформацию и уменьшить болевые ощущения. Особенно эффективны специальные упражнения, если патология вызвана слабостью мышечно-связочного аппарата. Более эффективны занятия в группах здоровья под руководством специалиста, но можно выполнять рекомендованные врачом упражнения дома. Рекомендуется заниматься регулярно, даже по несколько раз в день.


Массаж и лечебная физкультура помогут уменьшить проявление патологии

Профилактика

Не всегда пациенты вовремя обращаются к врачу с такой патологией. Они считают, что знают сами, как исправить деформацию. Чаще всего для этого используются народные методы или современные фиксаторы на большой палец. Но при таком подходе возможно развитие серьезных осложнений. Это может быть артроз, артрит, сколиоз, остеохондроз, нарушение кровообращения нижних конечностей. Деформация постепенно прогрессирует, вызывая искривление пальцев, образование большой шишки с внутренней части стопы около большого пальца.

Но образование плоско-вальгусных стоп можно избежать. Для этого детям и взрослым нужно соблюдать определенные правила:

  • избегать сильных нагрузок на ноги;
  • правильно выбирать обувь;
  • регулярно проходить осмотры у ортопеда;
  • делать солевые или контрастные ножные ванночки;
  • ежегодно проходить курс профилактического массажа.

Кроме того, необходимо выполнять специальные упражнения для укрепления связок стопы, вести активный образ жизни. Особенно это важно для детей, которым нужно больше играть на свежем воздухе. Полезен самокат, велосипед, плавание.

Плоско-вальгусная деформация стоп в последнее время встречается все чаще. Связано это с ухудшением экологических условий, некачественным питанием, слабостью мышц из-за недостатка движений. Но ведение здорового образа жизни может защитить от патологии. А если деформация уже началась, необходимо как можно скорее начинать лечение.

– дефект, характеризующийся снижением высоты сводов стопы и Х-образным искривлением ее оси. При вальгусной деформации отмечается разворот пальцев и пятки наружу, опущение среднего отдела стопы, неуклюжесть походки, повышенная утомляемость и боль в ногах. Диагностика вальгусной деформации проводится детским ортопедом на основании внешнего осмотра, рентгенографии стоп в 3-х проекциях, плантографии, подометрии. Лечение проводится с помощью ЛФК, массажа, ношения ортопедической обуви, наложения ортопедических шин; при неэффективности – выполняется хирургическое вмешательство.

Общие сведения

Для исключения патологии центральной и периферической нервной системы дети должны быть осмотрены детским неврологом .

Лечение

Целью лечения вальгусной деформации стопы у детей служит восстановление ее нормальной формы и функции, укрепление мышечного и связочного аппарата.

При врожденной вальгусной деформации может понадобиться иммобилизация конечностей с помощью гипсовых повязок . Подбор и моделирование повязки осуществляется детским ортопедом с учетом типа деформации и градуса отклонения от нормы.

На следующем этапе (а в случае приобретенной вальгусной деформации стопы - с самого начала) рекомендуется проведение ножных ванн , курсов массажа (пояснично-крестцовой области , суставов ног , стоп), парафинотерапии , озокеритовых и грязевых аппликаций , электрофореза, диадинамотерапии , магнитотерапии, электростимуляции мышц голени и стопы, ИРТ . Полезны занятия лечебным плаванием и ЛФК .

Дети с вальгусной деформацией стоп нуждаются в подборе индивидуальных функциональных стелек или специальной ортопедической обуви с жесткой боковой фиксацией стопы и пятки, супинатором.

К оперативному лечению прибегают относительно редко (примерно в 7% случаев). Способ коррекции вальгусной деформации стоп определяется индивидуально с учетом особенностей и выраженности патологии. Наибольшее распространение в детской травматологии ортопедии получили методы пересадки сухожилия длинной малоберцовой мышцы на внутренний край стопы с удлинением ахиллова сухожилия; артродез таранно-ладьевидного сустава, наложения аппарата внешней фиксации и др.

Прогноз

Вальгусная деформация стопы у детей может достигать тяжелых степеней, являясь не только выраженным косметическим дефектом, но и вызывая функциональные нарушения конечности, вплоть до инвалидизации в молодом трудоспособном возрасте. В случае невысокой степени деформации и своевременного лечения возможно полное восстановление функции стопы.

Профилактика

Во избежание развития вальгусной деформации стопы у детей следует исключить нагрузку на нижние конечности ребенка до 7-8 месяцев. Необходимо придерживаться рационального режима, включающего закаливание, гимнастику, профилактический массаж , полноценное питание, достаточный сон и прогулки. Важное значение имеет предупреждение рахита , прием витамина D и микроэлементов.

В обязательном порядке следует регулярно посещать педиатра, а также профилактические осмотры, осуществляемые специалистами разного профиля (в т. ч. детским хирургом и ортопедом). Необходимо уделять серьезное внимание правильному подбору обуви для ребенка: она должна быть по размеру (не мала и не велика); изготовлена из качественных натуральных материалов; иметь плотный супинатор, жесткие заднюю и боковую части.

Поделиться