Евгений болховитинов биография. Болховитинов евфимий алексеевич (митрополит евгений). Смотреть что такое "болховитинов евфимий алексеевич" в других словарях

Евгений (Болховитинов)

Евгений (в миру Болховитинов Евфимий Алексеевич) (18.12.1767-23.02.1837), митрополит Киевский и Галицкий (с 1822), историк, археограф, духовный писатель. Из семьи священника. Учился в Славяно-греко-латинской академии и одновременно в Московском университете.

Обследовал древние церкви, их библиотеки и архивы, публиковал и комментировал исторические документы и литературные памятники (“Хождение игумена Даниила в Святую землю”, “Сказание о Борисе и Глебе”). В Киеве руководил раскопками древних памятников, в т. ч. Десятинной церкви, Золотых ворот.

Главный труд митр. Евгения - “Словарь русских писателей” (1818), содержавший сведения о жизни и деятельности ок. 720 светских и духовных писателей от зарождения русской книжности до н. XIX в. Среди других работ владыки большое значение имеют труды по истории Церкви и описания храмов и монастырей. Во время бунта декабристов-масонов на Сенатской площади митр. Евгений мужественно вышел перед бунтовщиками, увещевая их склонить оружие перед Русской властью.

О.П.

Евгений (до пострижения в монахи Евфимий Алексеевич Болховитинов) , митрополит, - русский филолог, историк, библиограф. Окончил Московскую духовную академию, посещал Московский университет. С 1882 года – митрополит Киевский. Научная деятельность Е. весьма многообразна. Он был автором исторических, краеведческих работ, опубликовал много архивных материалов, составил капитальные библиографические труды. Его словари русских духовных и светских писателей содержат большой фактический материал. Ценные дополнения к его словарям принадлежат А.Ф.Бычкову: «О рукописи словаря русских писателей, составленного преосвященным Евгением» (опубликовано в книге: Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности императорской АН, т. 5, в. 1, СПб, 1868, с. 279-288). Евгений был в дружеских отношениях с Г.Р.Державиным, который адресовал ему послание «Евгению. Жизнь званская» (1807).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.2, М., 1964.

Евгений (в миру Болховитинов Евфимий Алексеевич), митрополит (18.12.1767-23.02..1837), православный церковный деятель, мыслитель, историк, археолог, библиофил, один из столпов учёно-монашеской школы. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778-84) и Московской Славяно-греко-латинской академии (1784-88). С 1789 - преподаватель, затем ректор Воронежской духовной семинарии. В 1800 принял монашество, став учителем философии, красноречия и префектом Александро-Невской духовной семинарии в Петербурге. Последовательно занимал пост викария Новгородского (с 1804), епископа Вологодского (с 1808), Калужского (с 1813), Псковского (с 1816), митрополита Киевского (с 1822), был членом Российской академии и Общества истории и древностей российских. До посвящения в монахи Евгений увлекался западно-европейскими просветителями, в частности перевёл книгу Ф. Фенелона «Краткое описание жизни древних философов». В его взглядах содержались упования на всемогущество человеческого разума. Однако под непосредственным влиянием своего учителя Платона (Левшина) и его учёно-монашеской школы Евгений уже в одной из своих первых оригинальных работ - в предисловии к книге Л. Кокле «Похвальное слово чему-нибудь» (1787) - прямо признаёт Божественное «ничто» в качестве исходного - апофатического - принципа православного мышления. Отсюда остаётся один шаг до нового взгляда на апофатико-катафатическое бытие естественного человека, который митр. Евгений и делает в 90-е, применив его в своих исторических, а затем и герменевтических работах и демонстрируя анагогическую «способность проникаться духом предмета» и «отыскивать таинственный смысл в отдельных словах и сочетаниях слов». После принятия монашества (в результате смерти жены и троих детей) главной темой писаний митр. Евгения становится синергический «гений» или «дух» как «способность природная», не приобретаемая ни «опытом» ни «прилежанием» и вместе с тем требующая широких и даже энциклопедических познаний. Наиболее ярко этот антиномический и в целом анагогический подход выражен в его оценках творчества лиц, включенных им в главный свой труд - «Словарь духовных писателей России» (1805-27). Напр., в статье о своём учителе он подчёркивает «возвышение и плодовитость собственных мыслей», которые были присущи молодому Платону, а затем - зависимость его произведений от «Слова Божиего», что равным образом предполагает в первом периоде зависимость, присущую второму, и - наоборот: во втором - ту же оригинальную плодовитость, что и в первом.

Подобную же анагогическую методику митр. Евгений применил и в своих поздних исторических изысканиях, которые характеризовались огромной эмпирической насыщенностью, но при полном отсутствии в них обобщающей идеи, с тем чтобы соблюсти подлинность и определённость в духе учёно-монашеской школы и, в конечном счете, проявить антиинтеллигентскую и антисекулярную осторожность по отношению к апостольским заветам, т. е. не навязывая никому какой-нибудь «истинной», а порой «спасительной» концепции только в силу её однозначно абстрактного единства. Наиболее ярко эта позиция митр. Евгения проявилась в оригинально-антиномических оценках личности и деяний Петра I, что предвосхитило известный подход А. С. Пушкина в «Медном всаднике».

Анагогическая культура митр. Евгения сделала его последовательным консерватором, который отказывался принимать всевозможные «новизнолюбивые» теории за их интеллигентский деспотизм и целенаправленное подавление творческого потенциала человека при помощи «прогрессивных» и «гуманных» идей.

Калитин П.

Евгений (Болховитинов) (18.12.1767-23.02.1837), митрополит Киевский и Галицкий, духовный писатель. Сын священника. Учился в Воронежской духовной семинарии (1778-84), в Славяно-греко-латинской академии (1784-88), одновременно посещал лекции в Московском университете, подрабатывал на жизнь корректором в типографии. Сблизился с кружком Н. И. Новикова (В. А. Левшин, Е. И. Костров, И. А. Дмитревский, Н. М. Карамзин, А. А. Петров и др.), под влиянием которого начал свою литературную деятельность переводами преимущественно французских сочинений литературно-философского характера: «Краткое описание жизней древних философов» Ф. Фенелона (1788), сатирическое «Похвальное слово чему-нибудь» Л. Кокле (1787) с пародийным посвящением «Никому», анонимная «Парнасская история» (1788) с восторженными похвалами Вольтеру и резкими выпадами против «поэтов-ласкателей», поэтов-схоластов, поборников «академических правил», поэма М. Эйкенсайда «Удовольствие от способности воображения» (1788) о свободе поэтического вдохновения, о радостях чувствительного человека в общении с природой. Сам отбор этих сочинений, «примечания» и «предуведомления» к ним свидетельствуют о критическом отношении молодого писателя к некоторым сторонам русской социальной действительности, к устаревшим литературным традициям, напыщенной риторике. Одновременно он зачитывается произведениями Н. М. Карамзина, сам пишет трогательные стихи и канты.

В 1789 будущий митр. Евгений (Болховитинов) вернулся в Воронеж, стал преподавателем, библиотекарем, потом ректором Воронежской духовной семинарии, а с 1796 также и соборным протоиереем в Павловске. С местным духовенством особенно не сходился, зато был дружески близок с молодыми людьми из светской разночинной среды, увлекался театром, стоял во главе литературного кружка, где велись горячие споры не только литературного, но и политического характера. В семинарии он поощрял литературные упражнения учащихся. Под его руководством был осуществлен перевод «Размышлений о красноречии…» Н. Трюбле (1793), он снабдил предисловием и отредактировал перевод «Волтеровых заблуждений…» аббата К.-Ф. Ноннота (1793). Евгений (Болховитинов) также усердно работал в местных архивах; результатом этих занятий явилось «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800). В этом же году он издал свой перевод философской поэмы А. Попа «Опыт о человеке» (в прозе), переработав некоторые острые места, напр. рассуждение о «множестве миров».

После смерти жены и детей в 1799 Евгений (Болховитинов) при поддержке Н. Н. Бантыш-Каменского переехал в Петербург и принял монашество. С 1800 он учитель философии, высшего красноречия и префект Александро-Невской духовной академии. Впоследствии занимал высокие церковные должности - в Новгороде (1804), Вологде (1808), Калуге (1813), Пскове (1816); с 1822 - митрополит Киевский и Галицкий, член Синода. 14 дек. 1825 по «высочайшему поручению» Евгений (Болховитинов) на Сенатской площади призывал восставших к покорности, потом принимал участие в суде над ними.

Евгений (Болховитинов) активно работал в «румянцевском кружке» (Н. П. Румянцев, А. Х. Востоков, П. М. Строев, К. Ф. Калайдович), обследовал древние церкви, их библиотеки и архивы, публиковал и комментировал исторические документы и литературные памятники («Хождение игумена Даниила», «Сказание о Борисе и Глебе» и др.). В 1834 Евгений (Болховитинов) выпустил «Собрание поучительных слов» (т. 1-4).

Евгений (Болховитинов) состоял членом Российской Академии, Общества истории и древностей российских, почетным членом ряда др. ученых обществ и университетов. Придерживаясь твердой православно-монархической позиции, митр. Евгений вместе с тем иногда разделял некоторые заблуждения западного «просветительства». Это вызывало иногда и столкновения с духовной цензурой, находившей в некоторых сочинениях Евгения (Болховитинова) «несходство с известными в Церкви преданиями». Цензурные возражения вызвали «Волтеровы заблуждения…», «Каталог писателей» А. Селлия (М., 1815), «Киевский месяцеслов» (Киев, 1834). Запрету подверглось «Исследование о славянском переводе Священного Писания» (1812); материалы Евгения (Болховитинова) использовал О. М. Новицкий в книге «О первоначальном переводе Священного Писания на славянский язык» (Киев, 1837).

Трудом всей жизни Евгения (Болховитинова) было создание «Словаря русских писателей». Отдельные статьи о писателях, первоначально помещаемые им в журналах «Друг просвещения» (1805-06), «Улей» (1811-12), «Сын Отечества» (1821-22), вошли в издание «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина…» Т. 1-2. СПб., 1818 (2-е изд., испр. и доп. СПб., 1827). В 1838 (после смерти Евгения (Болховитинова)) И. М. Снегирев начал издание его «Словаря русских светских писателей…» (М., 1838, т. 1) со своими дополнениями и исправлениями; подлинный текст «Словаря» Евгения (Болховитинова) издал М. П. Погодин (М., 1845, ч. 1-2). Создание «Словаря» Евгений (Болховитинов) рассматривал как большое патриотическое дело, имеющее целью запечатлеть историю русской словесности. Он вел обширную переписку, стараясь собрать и зафиксировать возможно больше имен и фактов. И сам Евгений (Болховитинов) щедро делится своими познаниями, помогает в работе В. С. Сопикову, В. Г. Анастасевичу, Н. И. Гречу - и многое получает от них. Статьи «Словаря» в ряде случаев основаны на автобиографиях писателей - современников Евгения (Болховитинова); иногда биографические данные взяты у их близких (статью о Я. Б. Княжнине писал его сын, А. Я. Княжнин; мн. статьи о драматургах написаны при участии И. А. Дмитревского).

«Словарь» Евгения (Болховитинова) хронологически ограничен: он дает сведения преимущественно об умерших писателях. Словарные статьи неравноценны по содержательности и достоверности, в них редко высказываются какие-либо критические суждения: «…боюсь открывать даже и за тайну свое мнение, потому что и сам я в оном не уверен» (письмо Евгения (Болховитинова) к Д. И. Хвостову от 30 марта 1804). С глубоким уважением Евгений (Болховитинов) пишет о Н. И. Новикове, на «Словарь» которого опирался.

Литературные взгляды Евгения (Болховитинова) не отличались последовательностью. Знаток и поклонник античности, воспитанный на литературных образцах классицизма, он в целом отрицательно относился к его строгой нормативности. Утверждая, что творчество А. Д. Кантемира и А. П. Сумарокова безнадежно устарело, он, однако, брал под защиту поэзию «учителя нашего старика Тредиаковского», поскольку «вкус словесности с веками переменяется и для потомства, может быть, многие из наших современников покажутся Тредиаковскими» (письмо к Д. И. Хвостову от 30 апр. 1820); поэзию Г. Р. Державина, с которым многие годы был дружен, судил сурово и пристрастно: «Мало у него было пиес совершенно отделанных» (письмо к Д. И. Хвостову от 19 авг. 1816); в то же время он постоянно (хотя и не всегда искренне) восхищался неуклюжими творениями Д. И. Хвостова.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Сочинения:

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, т. 1-2, СПб, 1818 (2 изд., СПб, 1827);

Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской Церкви // Друг просвещения. 1805 (отд. изд. 1818, 1827, 1995);

Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, т. 1-2, М., 1845.

Собр. поучительных слов в разные времена… Ч. 1-4. Киев, 1834.

Литература:

Грот Я. К. Переписка Евгения с Державиным. СПб., 1868;

Бычков А. Ф. О словарях российских писателей митрополита Евгения. СПб., 1868;

Сперанский Д. Ученая деятельность Евгения // Русский вестник. 1885. № 4-6;

Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767-1804. СПб., 1888;

Полетаев Н. И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории Русской Церкви. Казань, 1889;

Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в первой половине текущего столетия. СПб., 1894.

Здобнов Н.В., История русской библиографии до начала ХХ века, 3 изд., М., 1955, с. 198-204.

БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич

БОЛХОВИ́ТИНОВ Евфимий Алексеевич (в монашестве - Евгений) , российский историк, археограф, библиограф.
Родился в семье священника. В 1778-84 гг. учился в семинарии, в 1784-88 гг. - одновременно в Славяно-греко-латинской академии и Московском университете. Во время учебы входил в состав литературного кружка, созданного издателем-просветителем Н. И. Новиковым (см. НОВИКОВ Николай Иванович) ; в то время в кружок входили также В. А. Левшин (см. ЛЕВШИН Василий Алексеевич) , Н. М. Карамзин (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) .
С 1789 Болховитинов стал преподавателем и библиотекарем в Воронежской духовной семинарии, затем занял там же должности префекта и ректора. В то время он занимался переводами на русский язык сочинений зарубежных авторов, в том числе философской поэмы А. Попа (см. ПОП Александр) «Опыт о человеке». Был одним из инициаторов создания в Воронеже типографии, открытой в 1798.
В 1800 принял монашество, был префектом и преподавателем философии и красноречия Александро-Невской духовной академии. Входил в состав кружка, членами которого были виднейшие специалисты по русской истории, объединенные графом Н. П. Румянцевым (см. РУМЯНЦЕВ Николай Петрович) ; состоял также членом Московского общества истории и древностей российских. С 1822 - митрополит киевский.
Подготовил ряд исторических и историко-краеведческих работ, в том числе «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800) «Историческое изображение Грузии» (1802), «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (1808), «История княжества Псковского» (ч. 1-4, 1831) и др. Автор капитальных биобиблиографических трудов: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (1818), «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России» (т. 1- 2, 1845), книговедческой работы «О славяно-русских типографиях» (1813). В Киеве руководил археологическими раскопками, приведшими к открытию фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и др.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич" в других словарях:

    Болховитинов Евфимий Алексеевич - (в монашестве – Евгений) . Сын священника. Учился в Воронежской дух. семинарии (1778–1784), в Славяно греко лат. академии (1784–1788), одновременно посещал лекции в Моск. ун те, подрабатывал… … Словарь русского языка XVIII века

    - (в монашестве Евгений) (1767 1837) российский историк, археограф, библиограф. С 1822 митрополит киевский. Исторические, историко краеведческие и биобиблиографические труды … Большой Энциклопедический словарь

    - (в монашестве Евгений) , русский историк, археограф и библиограф. В дореволюционной литературе значится как «митрополит Евгений». В 1822 37 митрополит киевский. Научная деятельность Б. связана с… … Большая советская энциклопедия

    - (в монашестве Евгений; 1767 1837) русский историк. По окончании Московской духовной академии, был преподавателем общей и церковной истории в Воронеже, после смерти жены и детей принял монашество, поднялся до архиерейства и был в конце концов… … Большая биографическая энциклопедия

    ЕВГЕНИЙ (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) - (18(29). 12. 1767, Воронеж 23. 02(7. 03). 1837, Киев) православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778 1884) и Московской Славяно греко латинской академии (1784 1788). С… … Русская философия: словарь

    Болховитинов русская фамилия. Известные носители: Болховитинов, Виктор Николаевич (1912 1980) советский физик, журналист, главный редактор журнала «Наука и жизнь». Болховитинов, Виктор Фёдорович (1899 1970) советский… … Википедия

    Евфимий Алексеевич (в монашестве Евгений) (1767 23.II.1837) рус. историк, археограф и библиограф. В дореволюц. лит ре обычно значится как митрополит Евгений. В 1822 1837 митрополит киевский. Науч. деятельность Б. связана с кружком гр. Н. П.… … Советская историческая энциклопедия

    Евгений, митрополит киевский (в миру Евфимий Алексеевич) (18(29) XII 1767, Воронеж 23 II(7 III) 1837, Киев) рус. историк церк. музыки, библиограф. Чл. Российской академии наук. В 1789 окончил Моск. духовную академию и Моск. ун т. Был… … Музыкальная энциклопедия

ЕВГЕНИЙ (в миру Болховитинов Евфимий Алексеевич) , митрополит Киевский и Галицкий (1822-37), церковный и общественный деятель, историк, археограф, писатель, переводчик; член Российской академии (1806), почётный член Петербургской Академии Наук (1826).

Сын священника. Учился в Воронежской духовной семинарии (1778-84), Славяно-греко-латинской академии, одновременно посещал лекции в Московском университете (1784-88). После завершения обучения вернулся в Воронеж (1789), стал преподавателем, библиотекарем, а затем ректором Воронежской духовной семинарии; с 1796 года соборный протоиерей в Павловске. В 1799 переехал в Санкт-Петербург, где принял монашество, стал преподавателем риторики и философии, а также префектом Александро-Невской духовной академии (1800-03). В 1804 возведён в сан епископа и назначен викарием Новгородским (1804), затем епископом Вологодским (1808) и Калужским (1813), архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским (1816-1822), митрополитом Киевским и Галицким (1822); член Синода. Во время восстания 14.12.1825 призывал «мятежников» к покорности, а затем принимал участие в суде над декабристами.

В годы ученичества в Москве сблизился с кружком Н. И. Новикова, под влиянием которого начал свою литературную деятельность: переводил преимущественно французских авторов (ф. Фенелона, Л. Кокле), писал стихи. Опубликовал перевод книги К. Ф. Ноннота «Волтеровы заблуждения» (части 1-2, 1793), приложив к изданию «Краткое историческое сведение о Волтере и его знатнейших сочинениях», а также прозаический перевод поэмы А. Поупа «Опыт о человеке» (1806). Известность Евгению принёс «Словарь русских писателей» (целиком опубликован лишь в 1845). Справочник содержал статьи о жизни и деятельности около 720 светских и духовных авторов, в числе которых были и многие запрещённые писатели (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев и др.). Критически Евгений отзывался о современной литературе, в том числе о творчестве Н. И. Гнедича и В. А. Жуковского. А. С. Пушкина он характеризовал как «хорошего стихотворца, но дурного сына, родственника и гражданина». С высоким почтением относился к Н. М. Карамзину, имел дружеские отношения с Г. Р. Державиным.

Евгений - автор первого научного исследования о древнерусской музыке «Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении российской церкви, с нужными примечаниями на оное...» (1799). Переписываясь с Г. Р. Державиным, отмечал ритмическое своеобразие русских народных песен (особенно протяжных) по сравнению с европейской тактовой музыкой, в связи с этим критически оценивал их нотные публикации 18 века. Был первым биографом композитора М. С. Березовского.

В Санкт-Петербурге Евгений сблизился с Н. П. Румянцевым, был деятельным участником его кружка. Руководил раскопками в Киеве, составил описание Киево-Печерской лавры и древних монастырей Пскова; являлся автором трудов по истории церкви («Историческое исследование о соборах Российской церкви», 1803), отечественной культуры («О славяно-русских типографиях», 1813), русского государства («История княжества Псковского», части 1-4, 1831); писал богословские сочинения; известен работами в области источниковедения, археографии и палеографии. Организовал кружок молодых разночинцев, увлекавшихся политикой, историей, литературой и театром. Похоронен в Сретенском приделе Софийского собора.

Лит.: Пономарев С. Материалы для биографии митрополита Евгения. К., 1867; Ивановский А. Д. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). СПб., 1872; Шмурло Е. Митрополит Евгений как ученый. СПб., 1888; Полетаев Н. И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории русской церкви. Казань, 1889; Карпов С. М. Евгений Болховитинов, как митрополит Киевский. К., 1914; Кононко Е. Н. Болховитинов Е. А. // Словарь русских писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1, Зорин А. Л. Евгений//Русские писатели. 1800-1917. М., 1992. Т. 2; Шанский Д. Н. Болховитинов Е. А. // Отечественная история: Энциклопедия. М., 1994. Т. 1.

Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.

(Болховитинов Евфимий Алексеевич; 18.12.1767, Воронеж - 23.02.1837, Киев), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф.

Биография

Род. в семье священника Ильинской ц. (после перестройки в 1767-1770 освящена в честь Входа Господня в Иерусалим). Предки Е. происходили из г. Болхова, во 2-й пол. XVII в. числились детьми боярскими Острогожского гарнизона, прадед Е. Стефан Федосеевич был уже священником, дед Андрей Стефанович служил в канцелярии Воронежского митр. Пахомия (Шпаковского) . В 1776 г. Евфимий потерял отца. Мать, оставшаяся с 3 детьми, отдала его певчим в архиерейский хор воронежского Благовещенского собора. В 1777 г. Е. Болховитинов был зачислен в Воронежскую ДС. Летом 1785 г. Воронежский еп. Тихон (Малинин) удовлетворил его прошение о переводе в Москву для продолжения обучения и снабдил юношу рекомендательным письмом к митр. Московскому Платону (Левшину) , ректору Славяно-греко-латинской академии . Болховитинов был зачислен слушателем академии, к-рую окончил в 1788 г. В свободное время он посещал лекции в Московском ун-те, где познакомился с членами лит. кружка Н. И. Новикова , подрабатывал корректором в типографии М. П. Пономарёва. В Москве произошло знакомство Болховитинова с архивистом и археографом Н. Н. Бантыш-Каменским , во многом определившее научные интересы буд. архиерея.

После возвращения в родной город Болховитинов в янв. 1789 г. был назначен преподавателем в Воронежскую ДС. В разное время вел курсы риторики, франц. языка, греч. и рим. древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики и др. В 1790 г. был назначен префектом семинарии и зав. семинарской б-кой, с целью пополнения к-рой неоднократно ездил в Москву, в 1797 г. стал начальником открытой при ДС бурсы. Сплотившиеся вокруг молодого ученого единомышленники из среды формирующейся местной интеллигенции составили болховитиновский кружок, выступивший в 1798 г. инициатором создания губ. типографии. В 1793 г. Болховитинов женился на дочери липецкого купца А. А. Расторгуевой. В 1795 г. было удовлетворено поданное им вместе с братом Алексеем в 1791 г. прошение о причислении Болховитиновых к дворянскому сословию. 25 марта 1796 г. Болховитинов был рукоположен во пресвитера и возведен в сан протоиерея Спасо-Преображенского собора г. Павловска Воронежской губ. с оставлением при семинарии в прежних должностях, одновременно определен присутствующим в Воронежской консистории.

В 1799 г. прот. Евфимий овдовел, к тому времени скончались и все трое его детей. Благодаря рекомендательному письму Бантыш-Каменского прот. Евфимий был приглашен С.-Петербургским митр. Амвросием (Подобедовым) в столицу, 3 марта 1800 г. определен префектом, преподавателем философии и высшего красноречия в СПбДА. 9 марта принял монашеский постриг с именем Евгений в Александро-Невской лавре в честь Святой Троицы , 11 марта возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря , 15 марта определен присутствующим в С.-Петербургской консистории. 15 сент. 1801 г. участвовал в коронации имп. Александра I в Москве, был пожалован алмазным наперсным крестом. 27 янв. 1802 г. назначен архимандритом санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни , 5 апр. стал учителем богословия в СПбДА, являлся членом с.-петербургского комитета Благодетельного об-ва.

17 янв. 1804 г. Е. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Е. стал одним из авторов реформы системы духовного образования, проведенной в России в 1808-1814 гг. После обсуждения проектов реформы с митр. Амвросием Е. получил задание составить «Предначертание о преобразовании духовных училищ». Согласно проекту Е., представленному Александру I в 1805 г., духовные академии, подобно ун-там, должны были стать центрами духовных учебных округов, наделенными функциями книгоиздания, цензуры и надзора за духовными школами более низких ступеней. Е. предлагал сократить курс изучения латыни, придать духовному образованию более научный и менее дидактический характер. За составление «Предначертания...» Е. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. Живя в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре, Е. подружился с Г. Р. Державиным, к-рый посвятил ему неск. сочинений, в т. ч. стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 г., когда Е. гостил в имении поэта. Переписка Е. с Державиным продолжалась до смерти последнего в 1816 г.

24 янв. 1808 г. Е. был назначен на Вологодскую кафедру, 19 июля 1813 г.- на Калужскую, 7 февр. 1816 г.- на Псковскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Пскове Е. благословил совершать службу в кафедральном Троицком соборе в дни кончины местночтимых угодников св. кн. Довмонта (Тимофея) и блж. Николая Саллоса , учредил крестный ход вокруг собора с Чирской иконой Божией Матери , почти забытой к тому времени в Пскове. В 1818 г. вошел в Комиссию для составления законов Российской империи. 24 янв. 1822 г. Е. был определен на Киевскую кафедру, 16 марта возведен в сан митрополита, стал членом Синода. В нач. дек. 1824 г. уехал в С.-Петербург для присутствия в Синоде, 25 февр. 1825 г. назначен членом Комиссии духовных уч-щ и секретного комитета о раскольниках. 14 дек. 1825 г. вместе с С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) на Сенатской пл. обратился к восставшим войскам с призывом сложить оружие. За усердие с опасностью для жизни Е. был награжден панагией, украшенной драгоценными камнями, и удостоен рескрипта имп. Николая I . Впосл. был назначен членом особого совета по делам декабристов. Е., как и мн. др. архиереи, был противником созданного в 1813 г. в России Библейского об-ва (см. Библейские общества). За некоторое время до 12 апр. 1826 г. он, так же как и митр. Серафим, обратил внимание имп. Николая I на тот вред, к-рый, по его мнению, наносило Библейское об-во. В том же году об-во было закрыто. В нач. 1827 г. Е. вернулся в Киев, где через 10 лет плодотворной научной и пастырской деятельности скончался. Согласно завещанию, архиерей был похоронен в Сретенском приделе киевского Софийского собора, в стене за правым клиросом. Б-ка Е. (ок. 8,5 тыс. томов, более 3 тыс. рукописей) была завещана Софийскому собору, консистории, КДА и Киевской ДС.

Научные труды и сочинения

Известно 107 работ Е. (102 на рус. и 5 на лат. языке), из них 85 опубликованы, 22 хранятся в рукописном виде. Первыми лит. произведениями молодого ученого были выполненные по поручению Новикова переводы работ Л. Кокле, П. Марешаля, Ф. Фенелона, а также примечания, сделанные к переводу «Краткого описания жизни древних философов».

В Воронеже под рук. Болховитинова была написана «История Воронежской семинарии». Он составил «Конспект учения, по которому в Воронежской семинарии лекции преподаваемы быть имеют». В сент. 1792 г. приступил к работе над книгой для юношества «Российская история», но не закончил ее из-за нехватки книг и источников и обратился к краеведению. Научную разработку истории родного края Болховитинов начал с написания и опубликования «Слова надгробного преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому... С приложением краткого летописца преосвященных Воронежских» (М., 1794) и «Полного описания жизни преосвященного Тихона» (СПб., 1796). Не имевший аналогов фундаментальный труд «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (Воронеж, 1800) оказал значительное влияние на становление отечественного краеведения («местнографии»). По словам С. О. Шмидта, Е. «рано определил для себя основные задачи и формы творческой деятельности историка - выявление, сохранение, введение в научный обиход источниковой базы науки отечественной, особенно церковной, истории (включая историю литературы и вообще письменности), разработка самой методики исторического исследования и создания трудов научно-справочного назначения» (Шмидт . 2001. С. 12).

В 1800 г. митр. Амвросий поручил Е. составить ответ на представленный имп. Павлу I ген. иезуитского ордена Г. Грубером проект соединения правосл. и католич. Церквей. Результатом работы стала записка Е. «О незаконности и неосновательности папской власти в Церкви Христовой». Проект Грубера был отвергнут русской стороной. Беседа с находившимся в С.-Петербурге Ахталинским еп. Варлаамом (Эристави ; впосл. митрополит и экзарх Грузии) побудила Е. к написанию работы «Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии» (СПб., 1802). В 1803 г. Е. была поручена миссионерская работа среди духоборцев с. Чудова, о чем он писал в «Записке о разговоре с двумя духоборцами» (опубл.: ЧОИДР. 1874. Кн. 4. Отд. 5. С. 137-145) и в «Исследовании исповеди духоборческой секты», одобренных Синодом. В этот период под наблюдением Е. был сделан перевод труда А. Л. Шлёцера «Нестор», посвященного раннему рус. летописанию (1-й т. изд. в 1809). В опубликованном под редакцией А. Щекатова и Л. М. Максимовича «Географическом словаре Российского государства» (М., 1801-1809. 7 ч.) Е. бесспорно принадлежит 59 статей.

Пребывание Е. в Новгороде ознаменовалось изучением христианизации Новгородской земли, выявлением и спасением от уничтожения древнерус. рукописных памятников, в т. ч. XI в. Здесь ученый написал «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (М., 1808), «Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ» и «Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна». Раскопки, проведенные под рук. Е. в 1807 г. у Георгиевского собора Юрьева новгородского мужского монастыря , привели к открытию древнего некрополя. В б-ке новгородского Софийского собора Е. нашел один из древнейших отечественных памятников письменности - пергаменную грамоту Юрьеву мон-рю вел. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича (ныне обычно датируется 1130). Е. сделал полный дипломатико-палеографический анализ документа, тем самым став одним из родоначальников отечественной палеографии и сфрагистики (Примечания на грамоту вел. кн. Мстислава Володимеровича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного кн. новгородского, пожалованную новгородскому Юрьеву мон-рю // ВЕ. 1818. Ч. 100. № 15/16. С. 201-255; То же // Тр. и зап. ОИДР. 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 3-64). В 1813 г. с вопроса об издании этой работы в Москве началась продолжительная и плодотворная переписка Е. с коллекционером гр. Н. П. Румянцевым . Е. был причастен к археографической деятельности румянцевского кружка, являлся сторонником издания «сводных» (реконструированных) древнерус. текстов («Повести временных лет», «Хожения» игум. Даниила и проч.).

В Вологде Е. составил, в частности, «Описание Пекинского монастыря», «Исторические сведения о Вологодской епархии и о Пермских, Вологодских и Устюжских архиереях», «Исследование о личных собственных именах у славяноруссов» (ВЕ. 1813. Ч. 70. № 13. С. 16-28), «О древностях вологодских и зырянских» (Там же. Ч. 71. № 17. С. 27-47) и др. Е. был инициатором написания и по сути соавтором изданной в Москве в 1807-1815 гг. Пензенским еп. Амвросием (Орнатским) «Истории Российской иерархии» (6 томов в 7 книгах, 7-й т. не опубл.). Материалы для этого труда Е. начал собирать в кон. XVIII в. в Воронеже, на рубеже XVIII и XIX вв. продолжил в С.-Петербурге, с 1804 г.- в Новгороде, где и привлек к этой работе префекта Новгородской семинарии свящ. Амвросия. С 1813 г. Е. разрабатывал эту тему в Калуге, где его помощником стал В. Г. Анастасевич, впосл. выдающийся библиограф. Большая археографическая работа была проделана в епархиальных и монастырских архивах (особенно следует выделить период пребывания Е. на Вологодской кафедре, когда он с целью поиска исторических документов посетил все мон-ри своей епархии). Многое было им позаимствовано из рукописных (в 1812 сгоревших в Москве) «Записок по истории Российской иерархии» Бантыш-Каменского. Над внесением поправок и дополнений в «Историю...» и подготовкой ее нового издания Е. продолжал трудиться до конца своих дней. Написанное Е. в этот же период «Всеобщее введение в историю монастырей Греко-Российской Церкви» посвящено апологии монашества, нередко подвергавшегося нападкам со стороны светского общества. В 1812 г. Е. представил в Российскую академию текстологическое исследование церковнослав. перевода Свящ. Писания, однако отмеченные автором разночтения в слав. списках стали причиной цензурного запрета на публикацию сочинения.

В Пскове Е., продолжая интенсивную исследовательскую деятельность, заложил основу местного краеведения трудами по истории Изборска (Летопись древнего славенорус. княжеского г. Изборска // Отеч. зап. 1825. Ч. 22. № 61. С. 189-250; отд. изд.: СПб., 1825), 6 мон-рей Псковской епархии (Описание Благовещенской Никандровой пуст. Дерпт, 1821; Описание Иоанно-Предтечева псковского мон-ря. Дерпт, 1821; Описание мон-рей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского: С приб. списка преосвящ. архиереев Псковских. Дерпт, 1821; Описание Псково-Печерского первокл. мон-ря. Дерпт, 1821; Описание Святогорского Успенского мон-ря. Дерпт, 1821) и Пскова. Фундаментальная «История княжества Псковского» (в 4 частях) была завершена вчерне в 1818 г., но издана в 1831 г. в Киеве. В 1-й ч. содержится общая характеристика истории Псковского княжества и Пскова, во 2-й - сведения о псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губ. дворянских предводителях с прибавлением псковских грамот, в 3-й - история Псковской церковной иерархии, в 4-й издан сокращенный сводный текст Псковской летописи. При работе над «Историей княжества Псковского» автор привлекал широкий круг источников, в т. ч. не сохранившиеся до наст. времени документы «поповской избы» Пскова. В рукописях Е. имеется краткое жизнеописание св. кн. Всеволода (Гавриила). В результате проведенных в Пскове под рук. Е. раскопок были открыты древние деревянные мостовые.\tab

Почти 40 лет Е., ведя обширную переписку, посвятил сбору материалов для фундаментального «Словаря исторического о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви». «Словарь...» печатался сначала по частям в ж. «Друг просвещения», к 1812 г. был полностью готов, в 1818 г. вышло его отдельное издание, в 1827 г.- 2-е, значительно исправленное и дополненное издание. 2-я ч. «Словаря...» была переиздана в 1845 г. М. П. Погодиным под названием «Словарь исторический о писателях, российских и чужестранцах, в России водворившихся и для россиян что-нибудь писавших, с присовокуплением многих известий, вообще для ученой, гражданской и церковной истории относящихся» (в 2 томах). В «Словарь...» вошли биографические сведения о 719 рус. ученых, писателях, композиторах, церковных деятелях, изложенные Е. на основании изучения рукописного материала, консультаций с архивистами, в частности с К. Ф. Калайдовичем, Бантыш-Каменским. Д. И. Абрамович писал о том, что «с появлением «Словаря» Евгения началось в наших университетах систематическое преподавание русской литературы».

Возглавив в 1823 г. Конференцию КДА, Е. превратил ее в координирующий научный центр в Киеве. Научная деятельность Е. и его сотрудников имела характер комплексных исторических исследований с использованием вспомогательных дисциплин. В 1831 г. при КДА было основано Церковно-археологическое об-во, занимавшееся сбором, изучением и сохранением памятников старины. В 1835 г. в Киеве распоряжением министра народного просвещения С. С. Уварова был создан Комитет для изыскания древностей, куда был введен и Е. При содействии Е. в 1822-1825 гг. возведено новое здание КДА, в 1828-1830 гг.- здание Киевской ДС.

Уже через неск. лет после назначения на Киевскую кафедру Е. опубликовал фундаментальные работы «Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» (К., 1825) и «Описание Киево-Печерской лавры: С присовокуплением различных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер» (К., 1826). В 1824 и 1836 гг. Е. издавал в Киеве с собственными комментариями «Синопсис» архим. Иннокентия (Гизеля) . Предпринимая архивные разыскания в местных мон-рях, Е. обнаружил много важных документов и рукописей, начал составлять план древнего Киева и его окрестностей. В Киеве, как и в др. городах, где Е. был правящим архиереем, он организовал первые систематические археологические раскопки, офиц. начало которых относится к 17 окт. 1824 г., когда приступили к поискам фундамента Десятинной церкви , обнаруженного в том же году вместе с остатками фресок. Отчет о раскопках был опубликован в следующем году (План первобытной киевской Десятинной церкви с объяснением оного // Отеч. зап. 1825. Март. Ч. 24. Кн. 59. С. 380-403). 2 авг. 1828 г. Е. освятил закладку новой Десятинной ц. В 1832 г. киевский археолог-любитель К. А. Лохвицкий, хорошо зарекомендовавший себя при первых раскопках, по поручению Е. произвел археологическое исследование на холме, где, по преданию, водрузил крест ап. Андрей (ранее при Е. была начата реставрация ц. ап. Андрея Первозванного 1767 г.), а также раскопки городского вала на месте бывш. Золотых ворот XI в., остатки к-рых в 1750 г. были засыпаны землей. В 1833 г. были раскопаны остатки храма, к-рый Е. отождествил с церковью мон-ря св. Ирины XI в. Е. объехал мн. исторические места Киевской губ., составил план ее археологического обследования.

Е. состоял действительным членом имп. Российской академии (1806), почетным членом АН (1826), почетным членом всех российских ун-тов, СПбДА, КДА, многочисленных ученых об-в: с.-петербургского Об-ва любителей наук, словесности и художеств (1810), с.-петербургской «Беседы любителей русского слова» (1811), московского Об-ва любителей российской словесности (1812), Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те (1813), Об-ва любителей отечественной словесности при Казанском ун-те (1814), с.-петербургского Вольного об-ва любителей российской словесности (1818), Королевского копенгагенского об-ва сев. антиквариев (1834) и др. Е. был награжден орденами: св. Владимира 2-й степени (1814), св. Александра Невского (1823), ап. Андрея Первозванного (1826). В память о Е. в Воронеже с сер. 80-х гг. XX в. проводятся Болховитиновские чтения.

Арх.: НАНУ ОР. Ф. 312; РГАДА. Ф. 1367. 10 ед. хр., 1813-1836 гг.; СПбФ ИРИ РАН. Ф. 238, в составе коллекции Н. Л. Лихачёва, 186 ед. хр., 1800-1836 гг.; РНБ ОР. Ф. 542. № 24 ; Ф. 603. № 303 ; Ф. 731. № 2068 [письмо М. М. Сперанскому, 1826] и др.; РГБ. Ф. 255 (фонд Румянцевых); Каталог личных арх. фондов отеч. историков. М., 2007. Вып. 2: 1-я пол. XIX в. С. 201-203.

Соч.: Новая латинская азбука. М., 1788; Рассуждение о необходимости греч. яз. для богословия и об особенной пользе его для российского языка. [М., 1793]. Воронеж, 18002; Ист. рассуждение вообще о древнем христ. богослужебном пении и особенно о пении Рос. Церкви... с присовокуплением др. краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними. Воронеж, 1799; Ист. исследование о Соборах Рос. Церкви. СПб., 1803 [под псевд. М. Сухонов]; Памятный церк. календарь. М., 1803; Церк. календарь, или Полный месяцеслов. М., 1803; Известие о первом рос. посольстве в Японию под начальством поручика А. Лаксмана // Друг просвещения. 1804. № 12. С. 249-270 (отд. изд.: М., 1805); Рассуждение о книге, именуемой «Православное исповедание веры соборной и апостольской Церкви восточной», сочиненной Киевским митр. Петром (Могилою). СПб., 1804 [под псевд. А. Болховский]; Рассуждение о начале, важности и знаменовании церк. облачений. СПб., 1804 [под псевд. К. Китович]; Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве в 1157 г. на еретика Мартина. СПб., 1804 [под псевд. И. Лавров]; Ист. рассуждение о чинах Греко-Российской Церкви. СПб., 1805 [под псевд. Д. Малиновский]; Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, еп. и чудотворца Новгородского...: С присовокуплением списков новгородских епархиальных и викарных преосв. архиереев. СПб., 1805; О разных родах присяги у славяноросов // ВЕ. 1813. Ч. 70. № 13. С. 28-39; О славянорус. типографиях // Там же. № 14. С. 104-129; О старинной славянорус. арифметике // Там же. Ч. 71. № 17. С. 47-54; Ист. известие о Максиме Греке // Там же. Ч. 72. № 21/22. С. 21-35; [Две уставные и одна губная грамоты царя Ивана Васильевича, с примеч. и изъяснениями на все три] // Рус. достопамятности. 1815. Ч. 1. С. 125-165; Краткое начертание жизни и трудов сочинителя книги «Изъяснения на литургию» [И. И. Дмитриевского]. М., 1816; Исторические рассуждения: 1. О чинах Греко-Рос. Церкви; 2. О начале важности и знаменований церк. облачений; 3. О древнем богослужебном пении; 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. М., 1817; О рус. церк. музыке // Отеч. зап. 1821. № 19. Нояб. С. 145-157; О следах древнего греч. г. Херсона. СПб., 1822; Историческое обозрение рос. законоположения // Нов. памятник законов Рос. империи. СПб., 1825. Ч. 1. С. I-XXVIII (отд. отт.: СПб., 1826); О древностях, найденных в Киеве // Тр. и зап. ОИДР. 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 152-163; Сведение о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту, еп. Новгородскому // Тр. и летописи ОИДР. 1828. Т. 4. № 1. С. 122; Киевский месяцеслов с присовокуплением разных статей, к рос. истории и Киевской иерархии относящихся. К., 1832; Ист. исследование об иерархах Российской Церкви. К., 18342; Собр. поучительных слов, в разн. времена и в разн. епархиях проповеданных. К., 1834. 4 ч.; Письма... к проф. Г. Н. Городчанинову // ЖМПН. 1857. № 4. Отд. 7: Новости и смесь. С. 1-23 (отд. отт.: [СПб., 1857]); Биография Арсения (Мацеевича), архиеп. Ростовского и Ярославского. Лпц., 1863; Письма... Н. Н. Мурзакевичу (I), 1834-1837 // Киевские ЕВ. 1868. № 10. Отд. 2. С. 377-392; Выдержки из дружеских писем Евгения (впосл. митр. Киевского) к воронежскому приятелю его В. И. Македонцу // РА. 1870. № 4/5. Стб. 769- 880; Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского, с предв. очерком истории Турова и Туровской иерархии до XIII в. / Изд.: И. И. Малышевский. К., 1880; Об осаде Пскова в 1581 г. Псков, 1881; Письма... к В. Г. Анастасевичу // РА. 1889. Кн. 2. С. 184-185; Надгробное слово префекта Е. Болховитинова (1790) / Публ.: свящ. С. Зверев // БВ. 1896. Т. 2. № 4. С. 24-29; Письма... к воронежскому купцу А. С. Страхову / Предисл. и примеч.: Е. И. Соколов // Рус. обозр. 1897. № 4. С. 737-774; Духовное завещание // РА. 1909. № 6. С. 204-206; Письма... к игум. (впосл. архим.) Серафиму (Покровскому) (1822-1837) / Сообщ.: Л. С. М[ацеевич] // ТКДА. 1910. № 7/8. С. 495-528; 1911. № 2. С. 234-258; 1912. № 3. С. 434-463; 1913. № 2. С. 278-310; № 5. С. 74-93; № 11. С. 410-426 (отд. изд.: К., 1913); Вибранi працi з iсторiï Києва. К., 1995.

Ист.: Кл. Пр. Н. О . Число рукописей митр. Евгения из Софийской соборной б-ки // ТКДА. 1867. № 12. С. 651-659; Пономарёв С. И. Мат-лы для биографии митр. Евгения // Там же. № 8. С. 299-323 [Библиогр.]; Грот Я. К . Переписка Евгения с Державиным // СбОРЯС. 1868. Т. 5. Вып. 1. С. 65-87; Переписка Евгения с А. И. Ермолаевым // Там же. С. 22-30; Переписка митр. Киевского Евгения с гос. канцлером гр. Н. П. Румянцевым и некоторыми др. современниками (с 1813 по 1825 г. включительно). Воронеж, 1868-1872. 3 вып.; Высокопреосв. Евгений, митр. Киевский и Галицкий: Сб. мат-лов для биографии. СПб., 1871; Мнение митр. Евгения (Болховитинова) о рус. наречиях, изложенное в частном письме к покойному акад. П. И. Кеппену (1 окт. 1820 г.) / Сообщ.: П. К. Симони // ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 2. С. 396-399.

Лит.: Данский А. А. Очерк жизни и ученых трудов Евгения, митр. Киевского и Галицкого // Воронежский лит. сб. Воронеж, 1861. С. 225-245; Малышевский И. И. Деятельность митр. Евгения в звании председателя конференции Киевской дух. академии // ТКДА. 1867. № 12. С. 567-650 (отд. отт.: К., 1868); Бычков А. Ф . О словарях русских писателей митр. Евгения // СбОРЯС. 1868. Т. 5. Вып. 1. С. 217-288 (отд. отт.: СПб., 1868); [Орловский П .] Деятельность митрополита Евгения по управлению Киевской епархией. К., 1868; Чтения 18 декабря 1867 г. в память митр. Киевского Евгения // СбОРЯС. 1868. Т. 5. Вып. 1; Ивановский А. Д. Археологические исслед. гос. канцлера Н. П. Румянцева и митр. Киевского Евгения. К., 1869; он же. Митр. Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). СПб., 1872; Николаевский П., свящ. Ученые труды преосв. Евгения (Болховитинова), митр. Киевского, по предмету рус. церк. истории // ХЧ. 1872. № 7. С. 375-430; Сперанский Д. И. Ученая деятельность Евгения Болховитинова, митр. Киевского // РВ. 1885. № 4. С. 517-581; № 5. С. 161-200; № 6. С. 644-705; Шмурло Е. Ф. Евгений, митр. Киевский: Очерк развития его ученой деятельности в связи с биографией // ЖМНП. 1886. Апр. С. 277-344; 1887. Июнь. С. 307-372; он же . Митр. Евгений как ученый: Ранние годы жизни, 1767-1804. СПб., 1888; он же. Библиографический список лит. трудов Киевского митр. Евгения (Болховитинова). СПб., 1888. Вып. 1: 1. Моск. период. 2. Воронежский период. 3. Петербургский период // Библиограф. 1887. № 8/9. С. 89-95; № 12. С. 122-126; 1888. № 1. С. 20-29; № 2. С. 75-86; № 4. С. 175-184; № 5/6. С. 224-240; Полетаев Н . И. Труды митр. Киевского Евгения (Болховитинова) по истории Рус. Церкви. Каз., 1889; Змеев Л. Ф . К родословной митр. Евгения (Болховитинова) // СбОРЯС. 1893. Т. 55. С. VI-XII; Памяти митр. Евгения (Болховитинова): 1837-1912. Воронеж, 1912; Титов Ф. И ., прот. Памяти высокопреосв. Евгения, бывш. митр. Киевского и Галицкого. К., 1912; Карпов С. М . Евгений (Болховитинов), как митр. Киевский. К., 1914; Абрамович Д. И. Памяти митр. Евгения (Болховитинова) // ИА. 1919. Кн. 1. С. 190-223 [Библиогр.]; Шарадзе Г. С . Евгений Болховитинов - первый рус. руствелолог: Очерк из истории руствелологии. Тбилиси, 1978 (на рус. и груз. яз.); Козлов В. П . Колумбы рос. древностей. М., 19852 (по указ.); Евфимий Алексеевич Болховитинов и его творческое наследие: Тез. докл. конф. Воронеж, 1992; Зорин А. Л. Евгений (Болховитинов) // Рус. писатели, 1800-1917: Биогр. слов. М., 1992. Т. 2. С. 207-209; Митр. Евгений: Жизнь и творчество: 8-е Болховитиновские чтения: Сб. ст. Воронеж, 1993; Е. А. Болховитинов: Иерарх Церкви, ученый, просветитель: 10-е Болховитиновские чт. Воронеж, 1996; Руковицина Е. Е . Бiблиотека i архiв митр. Євгенiя (Є. O. Болховiтiнова): Дис. К., 1996; Рус. писатели-богословы: Биобиблиогр. указ. М., 1997. Вып. 1: Историки Церкви. С. 41-53 [Библиогр.];Митр. Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767-1837): Жизнь и творчество: Энцикл. слов. Воронеж, 1998; Акиньшин А. Н. Воронежский круг общения Е. А. Болховитинова // Из истории Воронежского края: Сб. ст. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 44-56; Шмидт С. О. Е. А. Болховитинов и становление науки рос. истории // Там же. 2001. Вып. 9. С. 4-15; Казакова Л. А . Евфимий Алексеевич Болховитинов // Псковский край в лит-ре. Псков, 2003. С. 117-120; Болховитинов - выдающийся ученый ХVIII-ХIХ вв.: Исслед. и мат-лы. Воронеж, 2004.

Э. П. Р.

Иконография

Е. включает немало живописных и графических портретов, относящихся в основном ко времени его пребывания на Киевской кафедре. Наиболее ранним, запечатлевшим Е. в сравнительно молодом возрасте, в период его служения в Вологодской епархии, является поясной портрет на холсте 1-й пол. XIX в. (ВГИАХМЗ), происходящий из Димитриева Прилуцкого мон-ря. Изображение принадлежит к изводу, представляющему иерарха вполоборота влево, с русыми волосами и небольшой вьющейся бородой, в довольно редком облачении - в архиерейской мантии, омофоре и митре, с панагией, крестом и орденом св. Анны на груди, в правой руке - жезл с навершием в виде посоха, на сулоке вышит вензель Е (еп. Евгений). В иконографии Е. этот тип облачения практически не встречается, уступив место «кабинетному» варианту. Из-за отсутствия подписи памятник считался портретом неизвестного архиерея, однако черты лица изображенного полностью совпадают с обликом Е. на гравюре 1816 г. работы А. А. Осипова

К неизвестному оригиналу восходят и многочисленные поясные изображения иерарха «киевского» извода 20-х гг. XIX - нач. XX в. из собраний НКПИКЗ (11 полотен), ГИМ и др. Е. представлен старцем с седой бородой средней величины, в рабочем кабинете возле стола, вполоборота вправо, в синей рясе и белом клобуке с крестом, с панагией, наперсным крестом и многочисленными наградами - орденами ап. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, св. Владимира, св. Анны и орденскими звездами, в левой руке четки. В соответствии с академической портретной традицией он изображен на фоне колонны с зеленой драпировкой, в левом верхнем углу - пейзаж с видом Киево-Печерской лавры со стороны Днепра, справа - полка с книгами, на к-рой стоит митра. Надпись на обороте портрета, происходящего из Голосеевской пуст. (НКПИКЗ), указывает не только дату, но и час смерти Е. («...въ 9ть часовъ»), что дает основание считать произведение прижизненным, а текст - добавленным вскоре после кончины митрополита.

Портрет использовался в качестве образца художниками, выполнявшими и точные копии, и упрощенные реплики с изображением только фигуры Е. (см., напр.: «I монастир той подiбний небу». К., 2005. С. 146). Среди списков имеется миниатюра на роговой пластине (12,8×8,2 см), исполненная архиеп. Анатолием (Мартыновским) (НКПИКЗ). Подобный портрет был написан для Российской императорской академии, действительным членом к-рой являлся Е., в год его кончины худож. А. А. Калашниковым с оригинала, находившегося в архиерейском доме при соборе Св. Софии в Киеве (Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 255, 258, 293; Рус. портреты XVIII и XIX вв.: Изд. вел. кн. Николая Михайловича Романова / Отв. ред.: С. А. Никитин. М., 2000р. Т. 4. С. 61, 296-299. № 71). На копии, хранящейся в наст. время в собрании музея ИРЛИ (ПД), митрополит запечатлен за работой, с пером в руке. Литография ок. 1835 г. А. Мошарского по рис. Калашникова (ГИМ), выпущенная в составе портретов членов имп. Российской академии (Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 110-111), представляет упрощенный вариант, без деталей обстановки.

Существуют посмертные живописные портреты Е. др. иконографии, напр. его поколенное фронтальное изображение в архиерейской мантии и клобуке, с благословляющей десницей и архиерейским жезлом с сулоком в левой руке (НКПИКЗ). По сторонам в картушах помещены тексты, слева - титул Е., справа: «Исходатайствовал для Лаврской типографии важные права, чем упрочил и расширил дело книгопечатания 1824 г.». Судя по надписи, портрет предназначался для Киево-Печерской лавры. Большой портрет Е. (252×155 см; НКПИКЗ) в рост, в полном богослужебном облачении, с проступающим на фоне силуэтом Успенского собора лавры является не совсем удачной попыткой лаврского живописца XIX в. продолжить старую традицию укр. парадного архиерейского портрета. Живописное изображение Е. имелось в комплексе портретов, написанных ок. 1869 г. для конгрегационного зала КДА (Для посетителей портретной залы КДА. К., 1874).

При жизни Е. в 1823 г. И. Степановым по рис. Е. Эстеррейха был награвирован резцом погрудный портрет Е. в рясе и белом клобуке, с панагией и 2 орденскими звездами (оттиск из собр. Н. Дурново - ЦАК МДА). На одной из литографий работы А. Пецольда (ЦАК МДА) аналогичного извода, с иной формой бороды, указана только дата рождения митрополита - возможно, эстамп выполнен до его кончины. Графический портрет Е. (карандаш, соус) входил в число 302 портретов-копий выдающихся рус. деятелей, к-рые помещались в особом зале Румянцевского музея в Москве (Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 231). Литография 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА) повторяет в целом «киевский» извод, иерарх изображен с пером в руке.

Лит.: Ровинский . Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 737-738; Т. 4. Стб. 111, 295, 503-504; Духовные светочи России. С. 108-111. Кат. 92, 93.

Я. Э. Зеленина, Е. В. Лопухина

Запись:619383

События

4 ноябрь 1793 брак : Анна Антоновна Расторгуева [Расторгуевы ] р. 1777 ум. 21 август 1799

26 август 1794 рождение ребёнка: Андриан Ефимович Болховитинов [Болховитиновы ] р. 26 август 1794 ум. 25 март 1795

9 март 1797 рождение ребёнка: Николай Ефимович Болховитинов [Болховитиновы ] р. 9 март 1797 ум. 3 август 1799

3 август 1798 рождение ребёнка: Пульхерия Ефимовна Болховитинова [Болховитиновы ] р. 3 август 1798 ум. 9 июль 1799

Заметки

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болхови́тинов; 18 (29) декабря 1767, Воронеж - 23 февраля (7 марта) 1837, Киев) - епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф.

Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника Воронежской епархии. Его отец Алексей Андреевич служил в Ильинском храме Воронежа со дня его постройки, до своей кончины в 1776 году. С 10 лет Евфимий - сирота. 15 октября 1777 года был зачислен во второй синтаксический класс Воронежской духовной семинарии, с августа 1782 года до июня 1784 года - в риторический класс семинарии, с сентября 1784 года он - певчий архиерейского хора Благовещенского собора и семинарист в философском классе в слободе Бедогорье в Павловском уезде.

1785 году по разрешению Воронежского епископа Тихона (III) уехал на учёбу в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1789 году окончил обучение в академии (окончил философский и богословский классы, обучался греческому и французскому языкам), во время обучения в духовной академии также слушал лекции по всеобщей философии и политике, опытной физике и французскому красноречию в Московском университете, тогда же он познакомился с учёным Н. Н. Бантыш-Каменским. По окончании обучения, с января 1789 был года учителем риторики и французского языка, с августа - вице-префектом духовной семинарии, а с сентября - заведующий библиотекой. С сентября 1790 года - префект семинарии, а также преподаватель богословия и философии. 4 ноября 1793 года женился на Анне Антоновне Расторгуевой. В марте 1795 года умер его первый сын - Андриан. В 1796 году рукоположён в протоиереи города Павловска в Воронежской губернии.

В Воронеже он начал работать над «Российской историей». Там же написаны работы «Надгробное слово над гробом епископа Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных воронежских» (1794), «Полное описание жизни преосвященного Тихона» и «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», под его руководством была написана «История воронежской семинарии».

В 1799 году, 9 июля умерла его дочь - Пульхерия, 3 августа Евфимий Алексеевич похоронил второго сына Николая, 21 августа - умерла его жена. В 1800 году переехал в Санкт-Петербург, где стал префектом Александро-Невской академии (3 марта) и принял монашество (9 марта), также там был учителем философии и красноречия. 11 марта 1800 года рукоположён в архимандриты Троицкого Зеленецкого монастыря. 27 января 1802 г. поименован архимандритом Сергиевой пустыни. В Санкт-Петербурге им написано «Историческое изображение Грузии» (как результат общения с грузинским епископом Варлаамом и грузинскими князьями Баграрой, Иоанном и Михаилом), «Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви» (по поводу предложений иезуита Грубера Павлу I по воссоединению католической и православной церкви), «Записка с двумя духоборцами» и др.

За несколько лет здесь возникло семейное кладбище Болховитиновых. На нем были погребены сыновья Евфимия Алексеевича, Адриан и Николай, умершие во младенчестве. За главным алтарем находилась могила жены историка и будущего митрополита Евгения, Анны Антоновны и дочери Пульхерии. В 1870-е годы был возобновлен памятник им, на котором выбили текст, составленный безутешным вдовцом:

«Здесь погребены Анна и Пульхерия, Супруга и дщерь Болховитиновы, скончавшиеся первая на 22-м году жизни августа 21 дня 1799 года, вторая на 1-ом году от рождения июля 9-го того же года, которым супруг и отец от скорби сердца, с надгробным рыданием взывает вечную память». На другой грани - четверостишие:

Покойтесь, милые,

До вечного свиданья.

Болезней где уж нет,

Ни скорби, ни вздыханья.

В конце 1880-х годов памятник исчез, потерялась и сама могила.

В начале ХIХ века Богучарский край посетил Ефимий Алексеевич Болховитинов. Осуждая грубую, беспардонную политику чиновников, помещиков, купцов в издавна заселенном украинцами Богучарском уезде, он писал: «Дивлюсь я, что некогда бывший благославленный край Богучарский сделался ныне уездом адских ябед и волнений. Да, правда, они ныне видно, уже ныне нигде нет. А все москали».

Летом 1791 г. вместе со своим младшим братом Алексеем, подканцеляристом Воронежской казенной палаты, Е. А. Болховитинов подал прошение на имя губернского предводителя дворянства Михаила Алексеевича Маслова о причислении их к дворянскому сословию. Для этого имелись все данные: «Жительствуем мы в городе Воронеже собственным домом не в разделе, состоящим по крепости за Ефимом, и, кроме того, имеем родовую наследственную землю в Коротояцкой округе, - писал префект Воронежской духовной семинарии. - От роду нам: Ефиму - 23 года, Алексею - 16 лет, имеем сестру Ефросинью - 26 лет. И как происходим мы от роду верстанного сына боярского Федосея Болховитинова, коего родной правнук, а наш внучатый дядя Коротояцкой округи канцелярист Семен Родионов сын Болховитинов, внесенный в дворянскую родословную показанной губернии книгу в VI часть, и что мы его действительно родные и состоим ему внучатыми племянниками».

Дядя, 4 (17) августа 1791 г., прислал в Воронеж письменное подтверждение их родственных связей и полную роспись рода Болховитиновых. На ней будущий историк и церковный деятель 5 (18) августа 1791 г. начертал: «К сей поколенной росписи Воронежской семинарии префект Евфимий Болховитинов руку приложил».

По этим документам Е. А. Болховитинов причислен был к дворянскому званию, о чем свидетельствует грамота от 20 декабря (2 января) 1795 г., хранящаяся ныне в Центральном государственном историческом архиве города Киева.

Все Болховитиновы - Ефим, Алексей и Ефросинья внесены были в Дворянский родословник, часть VI, отделение 85. 2. По этому поводу им было рекомендовано внести в государственную казну по 20 руб.

Поделиться