Как делают керамику.

Плитка своими руками – это вполне выполнимая задача для каждого, кто имеет в своем распоряжении необходимое по технологии производства оборудование и желание творить. И, хотя качественный кафель с первого раза удается изготовить далеко не всем, порой затея все же стоит затраченных на неё усилий. Так, вы сможете создать уникальные образцы облицовочного материала как для личного использования, так и для продажи.

Плитка ручной работы

Подбор материалов

Для начала следует разобраться в технологии изготовления. Итак, как же делают керамическую плитку? По сути вся керамика изготавливается схожим методом. За основу берется пластичная глиняная масса, из которой формируется кафель нужной формы, а затем подвергается дальнейшей обработке.

Технология производства керамической плитки заключается в следующем:

  • Подготовка сырья . Выбор подходящего типа глины, подмешивание дополнительной шихты и выдерживание влажной массы.
  • . Так называется заготовка из сырой глины. Для перехода к следующему этапу сырец нужно как следует просушить.
  • Бисквитный обжиг. Это первичная термообработка. При высокой температуре частички минералов сплавляются между собой, образуя прочное керамическое изделие, называемое терракотой.
  • Декорирование. Здесь либо производиться нанесение лака или эмали на прогрунтованную поверхность, либо глазури с дальнейшим обжигом для получения глянцевой майолики.

Чтобы сделать хорошую плитку своими руками, каждый этап процесса следует рассмотреть более подробно.

Изготовление любой керамической плитки своими руками в домашних условиях начинается с подбора сырья. В качестве основного компонента выступает, конечно же, глина. При этом стоит учитывать, что различают множество сортов этого материала:

При выборе глины под кафель также необходимо учитывать степень её пластичности. Самой пластичной является жирная глина, которой можно придать абсолютно любую форму. Тощей называется непластичная хрупкая глина, которая ломается при определенном воздействии на неё. Лучше всего выбрать средний тип.

Можно взять жирный материал и разбавить его песком, шамотом или пемзой. Это также позволит сделать глину менее тугоплавкой и предотвратит её разрывание при обжиге.

Глина — основной компонент плитки

Следует различать также такие виды глинистых пород, как :

  • Каолин. Отличается белым цветом, используется для изготовления фаянса и фарфора. Также используется при производстве бумаги и в косметологии.
  • Цементная. Из неё делают цементные смеси.
  • Кирпичная. Отличается легкоплавкостью, из неё изготавливают кирпичную продукцию.
  • Огнеупорная. Тугоплавкий сорт, выдерживающий температуру до 1580 градусов.
  • Кислоупорная. Не взаимодействуют с большинством химических соединений. Является сырьем для производства химиостойкой посуды и форм для химической промышленности.
  • Формовочная. Пластичный огнеупорный сорт, применяется в металлургической промышленности.
  • Бентонитовая. Характерное отличие – отбеливающие свойства.

Облицовочная плитка должна быть прочной, поэтому для дополнительного укрепления иногда используется армирующая сетка. Для придания оттенка терракоте используются натуральные пигменты, представляющие собой минеральные окислы. Некоторые виды глины уже содержат их в своем составе, о чем свидетельствует характерный оттенок сырья.

Рассматривая производство керамической плитки в домашних условиях, первым этапом идет подготовка сырья. После того как вы определились с составом и смешали все компоненты в необходимых пропорциях, необходимо замотать массу в полиэтиленовый пакет и перекрыть доступ воздуха. В таком виде глина должна настояться достаточно для того, чтобы каждая частичка пористого материала впитала влагу. Наличие воздушных камер ухудшит прочностные показатели готового изделия.

Дальнейшее изготовление предполагает формовку плитки. Для удобства лучше использовать полиуретановые формы. С их помощью можно создать ровные изделия с одинаковыми внешними параметрами. Важно тщательно утрамбовать глину и распределить её по форме для достижения одинаковой толщины по всей площади образца.


Первый этап изготовления плитки — подготовка и формовка сырца

Далее, кафельная заготовка, так называемый сырец, оставляется для просушки. О завершении этого этапа свидетельствует посветление плитки и её затвердение. При этом нужно быть осторожным, ведь сырец очень хрупкий. Зато в случае неудачи процесс формовки и просушки можно повторить, размочив кафельную заготовку в воде.

Первичный обжиг

Следующим шагом в том как сделать настоящую кафельную плитку своими руками является обжиг сырца. На этом этапе минеральные материалы, которые используются для керамики, подвергаются воздействию высокой температуры и сплавляются между собой до состояния стеклоподобной массы. При этом прочность у плитки становится в разы выше.


Для придания прочности изделию производится обжиг в печи

Согласно традиционной технологии температура запекания глины для плитки разного типа должна составлять 1000-1300 градусов Цельсия. Так как в домашних условиях достаточно редко удается добиться таких значений, можно уменьшить температуру вплоть до 850-900 градусов.

Чтобы от этого не пострадало качество изделия, следует заранее добавить в сырьевую массу пемзу. Именно за её счет возможно снижение температуры запекания. Однако учтите, что большое её количество (более 40%) повлияет на пластичность глины и снизит её прочность.

При бисквитном обжиге сырец дает усадку за счет испарения влаги из массы. Это нужно учитывать при расчете итоговых габаритов изделия. Также возьмите во внимание тот факт, что на этом этапе структура плитки становится более пористой. При наличии вспомогательного давления удается сделать меньшее количество пор, но это возможно лишь в производственных условиях.

Декорирование изделия

В том, что кафель, сделанный своими руками, имеет пористую структуру есть и свои плюсы. Это пригодится для дальнейшей декоративной обработки. Именно поры впитают часть наружного покрытия и предотвратят его растекание.

Для того чтобы облицовочная плитка стала глянцевой, можно сделать своими руками специальную глазурь. В её состав могут входить следующие компоненты:

  • стекло;
  • каолин;
  • триполефосфат.

Полученный пылеобразный порошок смешивается с чистой водой. Также к массе добавляются другие минералы, общий список которых включает около 30 наименований. Наносить глазурь на кафель можно распылителем или же с помощью кисти. Также применяется и обливной метод.

Для затвердевания и соединения с терракотой изделие подвергается вторичному обжигу. Важно не допустить повышение температуры нижнего слоя выше критической отметки, иначе плитка может расплавиться. С помощью глазури разного состава можно сделать уникальные композиции на майолике. Если создание стеклоподобного покрытия вам не подходит, добиться глянцевого блеска можно с помощью эмали или лака.

Декорирование плитки

Теперь вы знаете как сделать керамическую плитку самостоятельно в домашних условиях. Перед началом объемного производства поэкспериментируйте с усадкой, составом и оформлением пробных изделий.

Женские увлечения


Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.


Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от , натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.


Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов :

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.


Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.


Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.


Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.


Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.


Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.


В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.


Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Последние – самые удобные и практичные, их чаще всего и покупают керамисты, занимающиеся изготовлением керамики в домашних условиях. Чтобы научиться работать на электрическом круге, нужно несколько часов. Для освоения инструмента с ручным управлением уйдет несколько месяцев.

При выборе гончарного круга важно обратить внимание на тип двигателя :

  • Коллекторный – самый простой и часто встречается в компактных моделях, плавно регулирует скорость вращения, но сильно шумит.
  • Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит, но требует навыков для регулировки скорости.
  • Бесщеточный двигатель постоянного тока – лучший выбор для серьезных работ. Отличается надежностью и низким уровнем шума.

Модификации различаются по диаметру планшайбы, частоты ее вращения, мощности двигателя, габаритам оборудования. Цена также зависит от производителя.

Выбирая гончарный круг для изготовления домашней керамики своими руками, обратите внимание на удобство положения рук во время работы и сидения за ним. Если у вас нет персональной мастерской, не забывайте про компактность. Желательно не полагаться на рекламу, а попросить совета у тех, кто уже давно занимается керамикой.


Неплохое оборудование можно найти даже среди детских моделей, на них получится делать полноценные, хоть и небольшие изделия.

Польза и удовольствие от керамического хобби

Изначально керамикой занимались в основном мужчины, но сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам, – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.

Гончарное дело нельзя назвать очень прибыльным, тем более с учетом покупки дорогостоящего оборудования. Скорее, им занимаются ради удовольствия. Лепка успокаивает, а созерцание работы на гончарном круге действует магически.



Продавать керамику, сделанную своими руками, конечно, можно. Спросом пользуются сувениры, посуда, предметы декора. Однако обогатиться на этом увлечении вряд ли получится – времени на изготовление уходит много, а цены на изделия ручного труда способны оценить только те, кто понимает разницу между штамповкой и индивидуальной работой мастера.


Если вы хотите попробовать лепку, но не готовы покупать печь, начните с , полимерной глины или . Конечно, эти материалы не годятся для изготовления посуды, но зато из них получаются очень красивые сувениры и украшения, например, или ожерелье.

Ну а если решили стать керамистом, то начните с теории, смотрите видео-уроки, учитесь на опыте мастеров. Удачи вам и творческих успехов в этом и других .

КЕРАМИКА

Глина — один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов — главным образом посуду, украшения и всевозможные культовые фигурки.

Самые ранние изделия были хрупкими, боялись влаги, и в глиняных сосудах можно было хранить лишь сухие продукты. Но, разгребая золу угасшего костра, человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становится твердой как камень. Эти наблюдения, видимо, и навели человека на мысль обжигать для прочности глиняные изделия.
Вещи из обожженной глины принято называть керамикой.

Широкое распространение керамика получила в Египте, Ассирии, Вавилоне и Греции. Многие музеи мира украшают знаменитые греческие вазы-амфоры, расписанные традиционными орнаментами и сценками из древнегреческой мифологии. Высокохудожественной керамикой слави-лась и Древняя Русь. Из мастерских русских керамистов выходили терракотовые и поливные изразцы, посуда, игрушки. Известные, совре-менные керамические промыслы нашей страны — гжельский, скопин-ский, балхарский, оятский и многие другие — продолжают традиции ста-рых мастеров. На международных выставках их изделия неоднократно отмечали медалями и дипломами.

Современное керамическое производство имеет сложное техническое оборудование, применяет более совершенную технологию и новые мате-риалы. Но создавать керамические изделия можно и в школьном кружке, используя вполне доступные ма-териалы и оборудование, приме-няя сравнительно несложную тех-нологию.
Основа любого керамического изделия — глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и бе-ложгущуюся, которая после обжи-га становится белой. Чтобы определить, с какой глиной вы имеете дело, нужно сделать пробу: обжечь небольшой кусок глины. Даже некоторые черные глины после обжига становятся белыми.


Заготовленную глину промойте и удалите из нее различные примеси. Для этого положите глину в ведро или таз, залейте водой и тщательно размешайте до получения однородной массы. Через несколько часов камни и песок осядут на дно, а всевозможные легкие примеси всплывут. Переложите глину в широкую посуду, дайте подсохнуть, потом тщательно перемните. Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от руки. Глины, содержащие значительное количество песка, называют тощими. Тощие глины пригодны для изготовления более круп-ных вещей с обобщенными формами. Мелкие изделия с тонкой прора-боткой деталей лепят из жирной глины, не содержащей песка.

Чтобы придать глине некоторые дополнительные качества, в нее вво-дят всевозможные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если в нее ввести немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. До-бавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Шамот приготовляют из толченых черепков или красного кирпича. Тол-ченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь крош-ки, не превышающей размера просяного семени. Шамота в глине должно быть не больше одной пятой части общей массы, иначе качество керамики ухудшится.

Для лепки нужно заготовить специальные скульптурные инструмен-ты — стеки. Стеки вырезают из твердой древесины самшита, груши, яблони, бука или березы. Для влагоустойчивости стеки протирают льня-ным или любым другим растительным маслом. На первый случай лучше всего сделать три стека. Рабочую часть одного из них делают из стальной проволоки, укрепив ее, как показано на рисунке. Этим стеком удобно срезать лишнюю глину.

Но основными инструментами при лепке всегда оставались пальцы. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Поэтому не увлекайтесь работой стеками и помните, что основное их назначение — проработка мелких деталей и уда-ление лишней глины.
Для начала попробуйте изготовить несложный сосуд. В глубокой древности простейшие сосуды просто выскребали из целого куска глины или же лепили их вручную. В Средней Азии в некоторых селениях до сих пор сохранился ручной способ лепки сосудов. Чтобы изготовить сосуд вручную, вначале вылепите его дно в виде круглой пластины. За-тем раскатайте небольшие куски глины в жгутики одинаковой толщины. Жгутики, начиная со дна, наращивайте виток за витком, делая диаметр каждого витка больше или меньше, в зависимости от требуемой конфи-гурации сосуда. При наращивании жгутиков одновременно затирайте щели между ними и выглаживайте поверхность сосуда.

Для изготовления сосудов более сложной формы применяют гончар-ный круг.
История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кру-гов — ручной и ножной. И тот и другой работают благодаря инерции вращения.

Наиболее древний круг — ручной. Первое упоминание о нем относится к концу четвертого тысячелетия до новой эры. Рабочий диск у него го-раздо массивней, чем у ножного, так как он одновременно служит й маховиком. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддержи-вать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготов-ленные глиняные жгуты. На таком круге трудно лепить одному сосуды сложной фор-мы, поэтому в древнем Егип-те и Греции при формовке сложных сосудов мастер по-ручал вращать гончарный круг своему подмастерью. Последовательность лепки сосуда из жгутиков.


Ножной гончарный круг появился гораздо позже и быстро вытеснил ручной круг. Теперь у мастера освободились обе руки для формовки сосудов. Повышенная мощность станка позволяет изготовлять крупные и сложные сосуды, к тому же из целого куска глины.
Ножной круг состоит из деревянной станины, вертикальной металли-ческой оси и двух деревянных дисков. В верхней части оси укреплен небольшой диск, на котором мастер формует изделие, а в нижней — маховик в виде большого деревянного круга. Нижним концом ось упи-рается" в упорный подшипник. Гончар вращает маховик правой ногой, периодически подталкивая его, не давая угаснуть равномерному враща-тельному движению.

Теперь многие гончары работают на электрическом гончарном круге. Изготовить такой круг можно своими силами, используя вместо станины старый стол или столярный верстак. Устройство круга показано на рисун-ке. Электродвигатели могут быть самыми различными, но лучше взять двигатель от швейной машины — он снабжен педалью для регулирования скорости вращения. Такие двигатели продаются в магазинах запчастей для швейных машин и стоят вместе с педалью около восьми рублей.
Диаметр рабочего круга — 25—30 см. Круг выточите из бронзы, алю-миния или пластмассы. Можно изготовить круг из многослойной фанеры, доски или древесностружечной плиты, но тогда придется для придания влагоустойчивости пропитать его несколько раз горячей олифой.



1— ручной, 2 — ножной и 3 — электрический гончарные круги.

Соотношение диаметров шкива электромотора и шкива круга рас-считайте так, чтобы круг вращался со скоростью 300—350 оборотов в минуту. Учтите, что вращение должно происходить против часовой стрелки.
Чтобы научиться работать на гончарном круге, нужно запастись тер-пением. Только после хорошей тренировки вы сможете изготовлять про-стейшие сосуды сравнительно небольших размеров.
Перед началом работы на круге приготовьте банку с водой для об-рызгивания глины и смачивания рук. Понадобятся еще губка для удале-ния со дна сосуда лишней воды, кронциркуль и проволока, к концам которой прикреплены деревянные ручки. Все эти приспособления пока-заны на рисунке.

Глину нужно положить на круг строго по центру — гончары называ-ют эту операцию центрированием. Придав куску глины руками форму, близкую шару, несильным, но резким движением бросьте его как можно точнее на середину круга. Кусок глины должен хорошо прилипнуть к кругу. Чтобы облегчить центрирование, можно нанести на круг кон-центрические окружности.
Закрепив глиняную массу, включите мотор и, смочив руки водой, окончательно отцентрируйте глиняный шар, чтобы при вращении круга он казался неподвижным. Затем глину необходимо тщательно промять на вращающемся круге. Для этого ее то вытягивайте в высокий конус, то снова придавайте первоначальную сферическую форму. Эту операцию повторите несколько раз. Из промятой глины удалятся воздушные пу-зырьки, и она станет плотной и однородной.

Промежуточная форма при изготовлении большинства сосудов — ци-линдр, поэтому прежде всего научитесь лепить именно его. В середине глиняной массы плавно нажмите большими пальцами и сделайте цилин-дрическое углубление. Постепенно расширяйте его, доведя диаметр до требуемых размеров. Остальными пальцами формуйте внешнюю стенку цилиндра. Затем вытяните цилиндр. Крупные цилиндры вытягивают двумя руками, из которых одна находится внутри цилиндра, другая на внешней стороне боковой поверхности.

Руки, между которыми должна находиться стенка цилиндра, перемещайте от дна вверх, добиваясь по-лучения тонкой стенки постепенным сближением рук. Руки обращены ладонями к поверхностям цилиндра. Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь нужной высоты цилиндра. Если вы делаете маленький цилиндр, можно работать одной рукой, постепенно сближая большой палец, скользящий по внутренней поверхности, с другими пальцами, скользящими по внешней поверхности. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, смачивайте их водой.

Из готового цилиндра формуйте задуманный вами сосуд. Вначале лепите основание. Затем, мягко надавливая пальцами на стенки цилин-дра с внутренней стороны, постепенно расширяйте его. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите тулово кувшина. Точно так же, только теперь уже надавливая с внешней стороны, формуйте плечо и шейку. Завершай-те изготовление кувшина лепкой венчика. Воду, скапливающуюся в со-суде, убирайте губкой, которую на проволочном крючке опускайте на дно.

При выполнении нескольких одинаковых сосудов и при копирова-нии пользуйтесь различными шаблонами из дерева или пластмассы.
Готовый сосуд срежьте с остановленного круга проволокой с ручками.
Теперь изделие нужно декорировать. Существует множество способов отделки керамики. Один из древних способов — лощение — очень прост. Поверхность подсохшего изделия натирают любым гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится сильнее. Лощеную посуду можно смело использовать в хо-зяйстве, так как она достаточно влагоустойчива.
На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно под-вергали чернению.


1 — проволока с ручками, 2 — шаблоны, 3 — губка, 4 — крон-циркуль, 5 — элементы глиняного сосуда.

Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящее топливо, например вар. Впитывая дым, сосуды ста-новились черными, сохраняя блеск. Есть еще один способ чернения по-суды. Раскаленную керамику бросают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет.

Широко применяют в керамике способ декорирования жидкими гли-нами — ангобами. Если украшаемое изделие изготовлено из красножгу-щейся глины, то ангобы приготавливают из беложгущейся глины. Глину разводят до густоты сметаны и наносят на изделие кистью или резино-вой грушей. Добавляя в глину окислы металлов, можно получить раз-ноцветные ангобы. Сернокислый кобальт дает синий цвет, перекись мар-ганца — коричневый, окись хрома — зеленый, окись никеля — желтый, окись железа — красный, смесь окисей хрома, марганца и кобальта — черный.

Окрашивать керамику можно непосредственно окислами металлов без добавления жидкой глины. Управление в керамике различными от-тенками цвета — сложная задача, и только многочисленными пробами можно ее решить. Сделайте из керамической облицовочной плитки свое-образную палитру. Нанесите на нее мазки разных ангобов, запишите, в каких пропорциях и какие окислы вы добавляли, затем обожгите в печи. Таких плиток можно сделать несколько. Они будут необходимым спра-вочным материалом при подборе нужных цветов.

Яркий декоративный эффект дает техника сграффито. Слегка под-сохшее глиняное изделие полностью или частично покрывают слоем ангоба. После того как ангоб загустеет, но не потеряет пластичности, стеком выскабливают нужный рисунок, обнажая нижний, более темный слой глины.
До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека от-дельные черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстильорнаментом — отпечатками грубых тканей и сетей.

Штампованный орнамент можно попробовать выполнить с помощью деревянных штампиков, предварительно вырезав на дереве различные элементы узора.
Обжигать глину удобно в муфельной печи, которая продается в учкол-лекторах и есть почти в каждой школе. В печь загружают изделия, предварительно просушенные в течение пяти-шести дней при комнат-ной температуре. В печи под действием высокой температуры глина теряет связанную с ней воду и становится влагоустойчивой и прочной. Обжигают глину примерно около трех часов. Обожженную, но не покры-тую глазурью глину называют терракотой. По окончании обжига печь выключают, и изделия остывают прямо в печи.

Покрытую глазурью керамику называют майоликой. Глазурь, или полива, тонким стекловидным слоем покрывает керамическое изделие, делая краски и ангобы яркими и сочными, полностью предохраняя их от влаги. Известен народный способ приготовления глазури. Разогревают на огне бутылочное стекло и бросают его в холодную воду. Стекло по-крывается мельчайшими трещинами и легко рассыпается. В ступке стекло перетирают в порошок, разводят его водой и добавляют клейстер. Изделия поливают этим составом и дают просохнуть, после чего снова загружают в печь, где выдерживают около трех часов.

В некоторых случаях глазурь на керамических изделиях можно имитировать. Всевозможные украшения, мелкую декоративную скульп-туру и настенные плиты вполне допустимо покрывать вместо трудоем-кой глазури различными лаками. Внешне они почти не отличаются от глазури, но намного упрощают работу, не снижая художественных до-стоинств керамики. Подтверждение тому абашевские игрушки, с большим вкусом расписанные масляной эмалью, знаменитые болгарские черно-лаковые сосуды.

Вы не могли не заметить нового веяния моды наших дней — “хэнд мэйд”. Думаете, что популярность данного рода занятий беспричинна, а люди занимаются этим ради забавы? Конечно же, нет. Есть множество оснований для такого интересного и полезного занятия. Можно рассмотреть это на примере изготовления посуды своими руками. В этой статье мы рассмотрим варианты, как делать посуду из керамики.

Делаем посуду своими руками

Для начала нужно определиться с материалом, из которого мы будем что-то изготавливать. Самое распространенное сырье для того, чтобы изготавливать посуду своими руками — это глина. Ударимся во все тонкости этого дела и разберем несколько примеров.

Стать мастером проще, чем может показаться

Посуда из глины – это сочетание прекрасного и практичного. Подобный инвентарь является самым древним и не имел альтернатив долгое время. В древности люди не использовали обжиг при создании посуды, но потом научились готовить керамику.

Глиняная посуда справляется с приготовлением разнообразных блюд и является неотъемлемым помощником хозяйки. Она:

  • прочна;
  • термостойка;
  • экологически безопасна;
  • красива.

Важно! Некоторые считают, что материал, который используют для изготовления предметов, вытягивает плохую энергию за счет сочетания воды, земли, воздуха и солнца.

А сделать что-то своими руками — это самое приятное, ведь в такие вещи вкладываешь душу, да и вопросов вроде: “качественно ли сделал свою работу производитель?” возникать, конечно же, не будет. Так сложно ли делать посуду из глины? Нет, скоро вы убедитесь в этом сами.

Делаем тарелку из глины своими руками

Сейчас мы по порядку рассмотрим все нюансы изготовления посуды из глины.

Подготовка материала

Первым делом нужно подготовить материал, с которым мы собираемся работать. Достаточно просто следовать следующим советам:

  1. Нужно найти глину, а для того чтобы определить, подходит ли она для изготовления посуды: нужно взять небольшой ком слегка влажной глины, скатать его в жгут между ладошками и согнуть пополам. Если в месте сгиба не появятся трещины, то с таким материалом можно спокойно иметь дело.
  2. Уложите нужное количество глины в какую-нибудь глубокую емкость и залейте водой доверху.
  3. Не бойтесь переборщить с количеством заготовленного материала. Вам никто не запрещает воспользоваться излишками в следующей лепке и сделать из глины еще что-нибудь.

Отмучивание глины

Отмучивание позволит глине стать пластичнее, жирнее и чище.

Важно! Чаще всего производят отмучивание с такой глиной, которая содержит песок в больших количествах, из-за чего она становится менее пластичной.

Что конкретно надо делать:

  1. Берем глубокую посуду, укладываем в нее глину и заливаем водой в соотношении 1 к 3, оставляем материал увлажняться на всю ночь.

Важно! Вода должна полностью скрыть глину в емкости.

  1. Утром доведите смесь до состояния однородной консистенции. Дайте раствору отстояться несколько дней. К дальнейшим работам можно приступать только тогда, когда вода станет светлее.
  2. Слейте воду через резиновый шланг.
  3. Вычерпывайте глину до самого нижнего слоя. Сам слой трогать не нужно, потому что там останутся только камни и песок. Перелейте состав в деревянный ящик и оставьте на солнце для испарения ненужной влаги.
  4. Когда большая часть воды испарится, можно начинать перемешивать глину. Материал должен сохнуть до тех пор, пока не примет консистенцию теста и не начнет липнуть к рукам. Теперь готовая глина, которую следует накрыть полиэтиленом, остается ждать лепки.

Важно! Перед лепкой обязательно удалите воздух. Для этого стоит перемять тесто руками. Следует добавить немного воды в том случае, если материал сильно жесткий.

Перейдем к следующему этапу, на котором вы будете делать посуду из керамики.

Изготовление глиняной посуды

Предметы можно делать из глиняных жгутов или плоских кусков. Посуду советуем делать первым способом. Берем скалку и кусок глины, раскатываем его и придаем любую желаемую форму. Таким способом без труда можно слепить миски или неглубокие тарелки.

Для того чтобы сделать из материала горшок или вазу, следует придерживаться другой технологии:

  1. Делаем дно для нашей посуды так, как описывалось выше.

Важно! Дно не должно быть слишком тонким. Самая оптимальная толщина должна составлять приблизительно 2 см.

  1. Нарезаем глину на кусочки, при помощи скалки делаем из них жгуты.
  2. Накладываем конец жгута на донышко и сильно прижимаем, для того чтобы он скрепился с дном.
  3. Накладываем скатанные жгуты друг на друга, прижимая новые слои.
  4. Смочите жгуты малым количеством воды в том случае, если материал твердеет.

Важно! Можно создавать причудливые сосуды разнообразных форм, пользуясь этими способами лепки.

Сушка

Не стоит спешить. Спешка может привести к образованию трещин и морщин на поверхности посуды, что может привести к браку во время обжига. Делать посуду из глины не сложно, но без терпения в этом деле не обойтись. Просто соблюдайте все сроки, и результат будет вас радовать.

Не менее двух дней посуда должно сушиться дном кверху в помещении без сквозняков, после чего переложите изделие на теплую печь и просушите до полного испарения влаги.

Важно! Посуда может лопнуть во время обжига, если вы полностью не избавитесь от влаги.

Обжиг изделия

Существуют специальные печи различного назначения, которые вы можете приобрести и установить дома. Но мы вели речь про легкий и доступный способ, поэтому обжиг будем производить на обычном костре:

  1. Обкладываем посуду дровами и поджигаем их.
  2. Ждем восемь часов минимум.

Важно! Чем дольше держать изделие в костре, тем прочнее оно получится.

Если вы все сделали правильно, то на выходе у вас будет прекрасное керамическое изделие, отличающееся высокой прочностью. Стоит заметить, что способ изготовления не требует особых затрат. Сделать посуду из глины не трудно, а постоянная практика сделает вас мастером гончарных дел.

Пять причин заняться лепкой

Все еще не видите причин заняться рукоделием? Скоро вы передумаете!

Причина №1: уникальность

Только вам решать, как именно будет выглядеть ваша тарелка из глины. Представьте, каково будет удивление гостей, когда вместо покупного сервиза из “Посуда Центр”, вы достанете набор, который сделали сами. Такие вещи мигом привлекут внимание.

Причина №2: экологичность

Вы знали, что в производстве посуды до сих пор используются вредные материалы? Глазурь из того же свинца придает изделию манящий красивый блеск. Свинца там немного, но пользоваться такой посудой — себе дороже.

Более того, подобного рода изделия даже запрещены в некоторых странах. Лучше 100 раз подумайте, перед тем как покупать дешевую и яркую чашку или миску.

Важно! Не забывайте, что существуют природные цветные глины: голубая, зеленая, черная.

Причина №3: восполняемость

От разбитой кружки или тарелки ваш сервиз не пострадает, ведь всегда можно восстановить утрату. С появлением нового друга или члена семьи, вам ничего не мешает пополнить коллекцию новым изделием. При необходимости, вы абсолютно всегда сможете сделать что-то новое и полезное. Да и при просмотре фотографий с отпуска вы можете увидеть красивую вазу в сувенирной лавке и с легкостью воссоздать дома. Здорово, правда?

Причина №4: качество

Нередки случаи покупок в интернете, которые вас разочаровывают сразу же после вскрытия упаковки. Красивый рисунок начал слазить с кружки после мытья, а тарелка царапается столовыми приборами.

При собственноручном производстве посуды, особенно при обработке в керамической мастерской под зорким глазом специалиста, такие разочарования полностью исключены. Вас обучат правильно обращаться с глиной, поэтапно объяснят все нюансы технологии изготовления, которые помогут сделать вашу посуду самой качественной и практичной.

Важно! Таким изделиям не будет страшна посудомоечная машина или микроволновка. За годы пользования вы не увидите ни трещин, ни облезшей краски.

Причина №5: экономия семейного бюджета

Даже если вы сделали всего лишь пару кружек, то и этих знаний вам будет достаточно для того, чтобы грамотно разбираться в посуде, материалах и глазури. Если какой-нибудь продавец начнет вас уверять в огромной стоимости кофейной пары из голубой глины, то вы смело сможете дать отпор и не дадите себя при этом обмануть.

Но также вы можете увидеть авторский кувшин из качественных материалов, уникальной формы и с росписью, и сразу понять, почему он стоит крупную сумму денег.

Ну что ж. Теперь отпали все сомнения по поводу рукоделия? Еще бы. Создание посуды из глины — это не только выгодно, но увлекательно! Никто не помешает вам зарабатывать на этом или просто радовать себя, друзей и своих близких. Самое прекрасное, что данное занятие не требует особых вложений, за исключением одного — душа! Вкладывая душу в процесс, вы испытаете неописуемый восторг, когда будете пить чай из блюдца, которое сделали сами. Творческих успехов вам!

При желании, вы можете обучиться мастерству изготовления керамических изделий – в Москве проходят , а также основы этого искусства преподаются в художественных школах. Если Вы хотите узнать как делают керамику , или решили сами освоить тонкости гончарного дела, то эта статья специально для Вас.

Глина для керамики

Не так уж много традиционных методов обработки глины. Например, в древности вначале ее отмачивали в воде, перебирали от мусора, и уже потом погружали в специальную бочку, наполненную водой, где она отстаивалась некоторое время. В ходе таких манипуляций часть грязи оседала на дно бочки, а часть – всплывала на поверхность, в средней же части оставался пласт нужной для работы очищенной глины. В месте, где располагался чистый материал, делали отверстие, собирали глину и высушивали ее на солнце, чтобы лишняя влага испарилась. После того как материал был перемят, он становится годным для работы.

Гончарный круг

На всем протяжении работы под рукой всегда должна присутствовать вода, чтобы периодически Вы могли смачивать руки и глину. Но не переусердствуйте, так как слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Этого можно избежать, если использовать в процессе работы губку, которой время от времени собирать с изделия лишнюю влагу.

Также, в начале работы поработайте с глиной руками - ее необходимо как следует помять, почувствовать. Если Вы хотите придать изделию особую форму, то просто посильнее нажмите на нее с обеих сторон, она с легкостью поддастся.

Очень часто идея нового сосуда приходит именно во время работы, но если Вы уже знаете, что хотите получить, то заранее тщательно продумайте эскиз.

Сделать простой керамический сосуд за пять минут – это вполне реально! Со временем руки привыкают делать одинаковые формы, и работа начинает идти намного быстрее. Если вначале, допустим, Вы тратили 15 минут на первое изделие, то последнее Вы можете получить за 5 мин.

Теперь, когда изделие готово, Вы можете поэкспериментировать и декорировать сосуд каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине можно нарисовать животных, цветы, узор. Хотя многие мастера утверждают, что иногда форма сосуда получается настолько интересной, что она не требует в дополнительное оформление.

Этот этап является немаловажным при работе с керамикой.

Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, то есть дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Для укрепления сосуда применяют обжиг. Он проходит в специальных гончарных печах при температуре около 1250 градусов. Но некоторые новички сушат свои изделия на солнце, тем самым обходя обжиг в печи.

Обратите внимание, что глина после обжига меняет свой цвет. Вначале она может быть и голубой, и зеленой, и черной, но после печи она становится желтой, белой или красно-коричневой.

Затем следует процесс специальной обработки керамического изделия, так как сосуд не должен пропускать воду. Есть разные технологии, и одной из популярных является покрытие глазурью. После такой обработки керамические кувшины и горшочки приобретают покрытие похожее на стекло.

Хотя сейчас многие отказываются от глазурования, так как в составе вещества присутствует смесь полевого шпата, кварца, оксидов металла и некоторых других компонентов (полива свинца). Эта смесь негативно влияет как на здоровье мастеров, так и дальнейших пользователей.

В настоящее время все стремятся ко всему экологически чистому, натуральному, природному. Поэтому стало популярным использовать в молочение. Это наиболее древний способ обработки изделия, который при этом не наносит никакого вреда.

Молочение – это специальная обработка с использованием молочного жира. Сосуд после обжига помещали в молоко и давали как следует пропитаться. Затем изделие снова сушили и обжигали. При этом температура в печи была ровна 350 градусам, что обеспечивало «горение» молока. В итоге спекшееся молоко закупоривало поры в стенках сосуда, и вода уже не могла вытечь через них.

Затем горшок очищали, так как после обжига он сильно темнел. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги.

    Поделиться